27 мая – Общероссийский день библиотек. Поэтому сегодня гость нашего издания – Игорь Коженкин, директор группы компаний «Витарус». Мало кто знает за пределами профессионального сообщества, но рязанец Коженкин способствовал тому, чтобы библиотеки, с развитием гаджетов все более становившиеся хранилищем пыли, нежели смыслов, получили шанс вырваться за пределы отмирающего гетто бумажной книги и оформиться в нечто более соответствующее духу времени. Он был среди разработчиков «модельного стандарта», принятого Министерством культуры РФ для «перезагрузки» небольших городских библиотек. А за несколько лет до этого приложил немало усилий, чтобы ярко выглядела после реконструкции (она и сейчас так выглядит) Рязанская областная библиотека им. Горького. Как, впрочем, и сотни других библиотек страны – от Калининграда до Владивостока.
«Через культуру выигрываются войны»
– Игорь, что такое модельные библиотеки и чем они кардинально отличны от более привычных?
– Это новое пространство, причем обновленное не только визуально. Прежде всего – оно расширено для открытых коммуникаций, каких-то общественных мероприятий. Раньше библиотеки были четко маршрутизированы: идешь сюда, поворачиваешь туда, берешь там, отдаешь тут. Теперь это пространство, где можешь сам выбирать, какую услугу получить. Помимо изменения планировки и интерьеров, важно, чтобы за физическим обновлением рабочего пространства шло и обновление самой работы. Пока с этим непросто. Поменять мебель на более современную и многофункциональную гораздо проще, чем поменять подходы. Есть, конечно, библиотеки, которые используют обновления в правильном русле, ищут новые формы работы.
Библиотека в Коми, оформленная работами Юрия Лисовского
К сожалению, часто реализация государственной программы идет по пути создания однотипных библиотек. На мой взгляд, каждая библиотека должна быть уникальна. Тем более печально, когда уже сложившееся лицо библиотеки стирается однотипными решениями. Мы как раз делаем проекты, привязанные к местной культуре. Вот только что в одной из библиотек Коми мы сделали дизайн в связке с работами известного художника-этнофутуриста Юрия Лисовского и получилось здорово – у библиотеки теперь есть свое лицо, которое ни с чем не спутаешь. Местные жители гордятся.
– Расскажи, как тебя занесло в проектирование библиотечных пространств и производство соответствующего оборудования?
– Меня всегда держало на плаву то, что я по-настоящему верил в значение культуры как стратегического ресурса развития России. Часто сталкиваешься с людьми, которые искренне считают, что культура – нечто отвлеченное и абстрактное, она не способна влиять на реальные события. Для меня такое мнение означает, что человек не понимает основ эволюции общества. Потому что даже войны выигрываются прежде всего через культуру, дающую человеку внутреннюю опору. Когда в войну Ленинград голодал – без культуры он бы не выдержал.
Работать в отрасли я начал еще в 2000 году. Помню, в далеком 2005-м поставляли каталожные шкафы в библиотеку МГУ к приезду Владимира Путина. Разработал конструкцию, которая поныне популярна на рынке. Тогда пришлось разбирать много зарубежных и отечественных аналогов в поисках лучшего решения. Позже начал патентовать свои изобретения. Например, изобрел многофункциональный трансформируемый стеллаж, который больше десяти лет занимал активную позицию на рынке. Ниша, которой я занят, – преобразование библиотек, их «перезагрузка». Мы часто говорим с библиотекарями о том, что сохранить институт библиотеки надо, но оставить его таким, каким он был, в неизменном виде, – ни в коем случае.
«Делай, как я. Только не хуже»
– Насколько я понимаю, главное переустройство библиотек связано с тем, что они становятся культурными центрами, превращаясь, кроме выполнения своей основной функции, еще в места проведения арт-мероприятий – литературных вечеров, концертов, выставок.
– Да, расширение функционала диктует гибкость библиотечного пространства. Государственная программа, о которой я упомянул, идет с опережением – по 150–200 библиотек ежегодно обновляются. Сразу подразумевалось, что на модельные библиотеки должны будут ориентироваться главы муниципалитетов и по их принципу делать остальные: вот пример – делай следующие вот так и не хуже. Стала заметна активизация профессионального сообщества. Громко говоря, библиотекарь воспрял, увидев себя в новом пространстве. До этого все последние 30 лет те же маленькие среднестатистические городские библиотеки находились в таком ужасном состоянии, что, зайдя туда, сразу хотелось бежать. А теперь не стыдно проводить культурные мероприятия в таких местах.
Это связано и с тем, что общество реально нуждается в библиотеках – их роль, как и культуры в целом, обществом недооценена. Тем более, помимо культурных и просветительских задач, библиотеки нужны еще и как площадки для гражданского диалога, где люди могут не в кафе собраться, а в более приспособленном месте.
– Для многих теперь бумажная книга артефакт на память вроде купленного на концерте CD любимого музыканта, а реальное чтение происходит, в основном, через гаджеты. Как думаешь, бумажная книга сможет пережить ближайшие десятилетия?
– Я думаю, ее доля будет снижаться, но она никуда не исчезнет. Есть определенная категория людей, которым бумажная книга все равно привычней. У нее есть свои преимущества, которые много раз были обсуждены в профессиональном сообществе.
Но акценты смещаются. Некоторые предлагали библиотекаря убрать как посредника, тем более, новые технологии позволяют сделать автоматизированную выдачу и возврат литературы – библиотекарь в этой операции не нужен. Моя позиция в том, что библиотека как институт не исчезнет, пока есть взаимодействие «документ – библиотекарь – читатель», причем документ имеется в виду не только бумажный. Но перед библиотекарем встали другие задачи и придется неизбежно учиться – конкурентоспособной организации арт-событий, например.
– Библиотечное образование как таковое сейчас меняется? Людей начали обучать хоть чему-то, помимо того, как правильно заполнять книжные формуляры или вбивать их в компьютер? Например, тому, как работать с творческой интеллигенцией, а в случае детских библиотек – искать новые формы взаимодействия с детьми?
– Это сейчас внедряется, хотя новые задачи выплывают так быстро, что образовательные программы сильно отстают. Нужна большая связь с практикой, использование наработок смежных отраслей. Если бы было больше обмена между, допустим, театралами и теми же библиотекарями – всем было бы только лучше. Я считаю, нужно учить будущих специалистов другим формам подачи. Чтобы активнее работали не только с информацией, но и с эмоциями, со смыслами.
– Интересно, насколько сильно упала посещаемость библиотек за последние 10-15 лет, когда художественная литература почти целиком ушла в электронные книги?
– Здесь трудно сказать однозначно. Но по отчетам выходит, что после обновлений библиотек посещаемость в них обычно увеличивается в полтора-два раза, иногда больше. Дальше все зависит от того, как персонал сможет удержать волну интереса. Работники библиотек теперь должны быть максимально заряжены и активны. У многих работников инерция спокойной, обслуживающей работы, которая осталась в прошлом. Некоторые считают, что над ними издеваются. Сам как-то слышал жалобы от сотрудников детских библиотек, что их одели зверушками и отправили к метро зазывать читателей. Они были недовольны: «Мы не клоуны, это перебор». Понятно, что есть «тыловики» – сотрудники отдела каталогов, например. Но есть огромный запрос общества на коммуникации внутри социума, и библиотеки должны ему соответствовать.
– Занятный пример. То, что сотрудник библиотеки должен стать теперь арт-менеджером, мы уже выяснили. Получается, сотрудник детской библиотеки должен теперь стать еще и аниматором?
– Во многих детских библиотеках так и есть. Все, что работает на главные задачи библиотеки, должно присутствовать.
Изобретатели новых пространств
– Расскажи про работу с нашей «горьковкой».
Преобразование библиотеки им. Горькова 10 лет назад произвело фурор
– Рязанская библиотека имени Горького – значимый для меня проект. Прежде всего, по энергозатратам. Пришлось много сил вкладывать, обосновывая и продвигая основные пространственные и коммуникационные решения. Добавляло сложности, что в то время – а это 2011 год – областных библиотек, сделанных в таком смелом формате, в стране не было. На кону стояла моя репутация и не только. В итоге библиотека стала реальным успехом в масштабах всей России. Многое осуществилось, потому что Наталья Николаевна Гришина по мышлению и открытости новому – руководитель совсем не рядовой. И если сравнить прошлую библиотеку с нынешней, то окажется, что многие привычные процессы вообще невозможно представить в ее предыдущем пространстве. Это теперь многофункциональный центр общественного диалога, где проходит множество разных мероприятий. Это и мой вклад в регион, испытываю гордость по этому поводу.
– Недавно переустроенную «есенинку» тоже ты «переделывал»?
– Директор Лариса Крохалева сделала очень яркую, впечатляющую библиотеку, и наша команда тоже приложила руку – для «есенинки» мы сделали уникальное книгохранилище из металлоконструкций. В нашей области, насколько я знаю, таких двухъярусных хранилищ больше нет.
Двухярусное книгохранилищев в библиотеке им. Есенина
Только что в Нижнем Новгороде закончился Всероссийский библиотечный конгресс, и мы туда привозили некоторые уникальные вещи. Это наша фишка: любим постоянно изобретать и внедрять новое. Помимо производства, наша компания занимается разработкой инновационных проектов учреждений культуры. То есть соединены наука, проектирование и производство, что дает огромное преимущество.
Производителей мебели и библиотечного оборудования в России немало. Проблема в том, чтобы, зная современные тренды, внедрять их с опережением, а иногда и самим формировать. И таких вещей, которые в наших проектах были внедрены впервые, я могу назвать десятки. Это защищено и авторскими свидетельствами. Из самых крутых работ – это 8-этажная библиотека РГУ нефти и газа им. Губкина, национальные библиотеки Хакасии, Ямало-Ненецкого округа, Республики Коми, областные и краевые библиотеки.
Когда-то разработал пространство типового филиала «президентской библиотеки» в Санкт-Петербурге – главного хранилища цифрового контента в нашей стране, под нее бывшее здание Синода отдано. Многие филиалы сделаны внутри по моей концепции, в том числе в Рязани. Вообще, если бряцать регалиями, я могу еще перечислять. Наверное, поэтому без профильного образования я смог защититься и получить степень – за счет опыта и гигантского количества сделанных проектов, доказав и показав новизну своих разработок.
Если продолжать рязанскую тему, сейчас мы сделали дизайн-проект ДК птицеводов, который, надеюсь, скоро будет реализован. Год назад оформили арт-двор в РГУ. Недавно помогли оборудовать гончарную мастерскую для слабовидящих детей в центре города. Также сделали проект социокультурного развития центра города Михайлова. Но честно говоря, с Рязанью мы работаем нечасто, хотя фирма базируется здесь – у нас собственное производственное здание на Керамзаводе. Как ни странно, в других регионах в чем-то даже проще. На Дальнем Востоке работали много раз, как и в Алтайском крае – завершили там проект четырехэтажной краевой библиотеки. В общем, работаем по всей стране – Южный Сахалин, Камчатка, Мурманск. Мы не очень большая организация, но через проектирование и управление можем привлекать дополнительные ресурсы. Моя опора – это идейные, талантливые сотрудники.
Паренек, мы тебя найдем!
– Проекты, видимо, не всегда идут гладко? Ты как-то рассказывал, что тебе даже угрожать пытались. Вроде бы девяностые давно позади…
– Бывали трения в разных регионах. В 2009 году в Твери должен был состояться экономический форум с участием президента Медведева. Тверская областная библиотека просит: нужно то-то и то-то, но времени мало, начинайте работать, а мы вам все гарантируем. Мы, естественно, делаем и делаем, чтобы успеть, потом поставляем, я веду переговоры про документы: «Когда, мол, подпишете, оплатите…» Нам отвечают: «Да-да-да, щас-щас-щас». Буквально за несколько недель мы сделали огромную поставку, напряглись очень серьезно. И ближе к концу понимаем, что работа фактически закончена, а у нас ни денег, ни документов на сделанную работу. Причем люди «с той стороны» взяли и отключились от переговоров. На просьбы вернуть хотя бы товар не отвечают. Тогда пришлось идти на крайний шаг – я поехал туда с бригадой сборщиков, и мы разобрали значительное количество фасадов из двух основных залов. Это удалось сделать, потому что охрана знала нас в лицо, хотя служба протокола президента уже все приняла. Мы отвезли машину за город, а я остался договариваться. Накануне вечером написали отчаянное письмо Медведеву, на которое он неожиданно публично ответил. Эта переписка до сих пор висит в открытом доступе в интернете. Когда министр культуры Тверской области увидела, что мы сделали, – сразу посыпались угрозы типа: ты не представляешь, паренек, чем тебе все это обернется, мы тебя найдем в твоей Рязани, и так далее. К тому времени уже приехали местные начальники ОБЭП и УМВД, другие сотрудники органов.
Дальше позвонил губернатор, которому, видимо, доложили о реакции на наше письмо Медведева с резолюцией «Разберитесь!», и интонации министра резко изменились. Кстати, я эту женщину несколько лет спустя встретил на библиотечной конференции, где она недобро на меня косилась, видимо, считая, что воровать и угрожать – это нормально.
В общем, когда я говорю о борьбе за культуру, это для меня не абстрактные вещи.
Но обычно все гораздо более приземленно. Вот сейчас, например, делаем поставку в одну из библиотек Приполярья и седьмой день не можем разгрузить контейнер из-за погодных условий. Кран при сильном ветре не позволяет его снять с платформы – ждем, пока ветер наконец утихнет. Сотрудники маются, потому что в специфическом поселке некуда сходить, а из всех достопримечательностей только две тюрьмы.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Все это джаз-энд-ролл! Русский король рок-н-ролла Денис МАЖУКОВ – о ломке стереотипов, покорении Америки и выборе вопреки традициям
Подписывайтесь на телегу «Новой», чтобы наши новости сами находили вас