26 января региональное управление Следственного комитета сообщило о завершении расследования уголовного дела в отношении «бывшего генерального директора рязанского предприятия» и его сына. Речь идет о сотнях похищенных у оборонного предприятия миллионах. По информации «Новой», это не кто иной, как Александр Мороз. Он же экс-депутат Рязанской городской думы от «Единой России», он же герой скандалов, так и не дошедших до суда. Бывшего директора, его сына и зятя обвиняют в присвоении денег и мошенничестве, совершенных организованной группой с использованием своего служебного положения в особо крупном размере. Уголовное дело завели еще в 2018 году и с тех пор собирали доказательства. Однако о Морозе мы писали и по другому делу.
Любитель колючей проволоки
Вершил он его тоже еще будучи во главе оборонного предприятия, о чем «Новая» подробно рассказывала в материале «Шел под “Красным знаменем” депутат Мороз». Напомним коротко о той истории.
Когда оборонка переживала тяжелые времена, от завода отваливались весьма солидные куски: помещения продавали частникам. Так на территории предприятия появился ряд небольших фирм. Кто-то из них продолжал работать на оборонку, кто-то выбрал другой профиль.
Но остался один нюанс – земля, принадлежность которой до поры до времени никому работать не мешала. А затем стала камнем преткновения.
Так было с ООО «ФазАР» – частной компанией, выполняющей оборонные заказы. Помещения у завода фирма выкупила, а вот землю под ними, все еще бывшую в государственной собственности, оформить на себя никак не удавалось. Хотя по закону преимущественное право на получение этих шести тысяч квадратных метров было как раз у владельца помещений.
И тут осенью 2012 года администрация Рязани делит участок площадью почти 272 тыс. кв.м на десять частей. Сделали это на основании заявления одного из собственников – «Красного знамени». И по его же желанию «нарезали куски», не спросив «ФазАР», хотя участок под ним входил в те 2720 соток.
А дальше начались проблемы, несмотря на то, что Арбитражный суд Рязанской области позже признал этот раздел земли незаконным.
Пользуясь тем, что земля «их», руководство завода стало громоздить на территории заборы с колючей проволокой. И делали это вопреки не только логике (судя по тому, что на фото), но и элементарным противопожарным нормам. Ворота здания «ФазАРа» заблокировали, а в случае пожара эвакуироваться более сотни работникам пришлось бы через узкую дверь.
Кстати, проходную этой фирмы руководство «Красного знамени» предложило сделать в другом месте – с выходом через гаражи на железнодорожные пути. Переезд в этом месте железнодорожники сделать не разрешили.
Вот в такие условия поставило соседей руководство «Красного знамени»
То есть бывший собственник помещений повел себя как паршивый сосед, мешающий спокойно жить. Ну, в этом случае – работать.
Заборы, уточним, нагромоздили летом 2014 года. А в ноябре того же года здесь возник пожар. Не в «ФазАРе», а на предприятии ЗАО «Интеркросс», тоже находящемся на территории «Красного знамени».
Как рассказали тогда очевидцы, огонь появился около 13:30, пожарная машина примчалась быстро, но по территории «Красного знамени» проехать не смогла – из-за тех самых заборов. Пришлось развернуться, отправиться далеко в объезд, и к 14:20 дым пошел уже из окон второго этажа.
Но Александру Морозу и тогда все сошло с рук.
Мандат, покрытый позором
Он на тот момент уже год как был депутатом Рязанской городской думы. Выборы прошли в 2013-м и стали одними из самых нечистоплотных на тот момент. Кандидатам от оппозиционных партий отказывали в регистрации направо и налево. У Александра Мороза, шедшего одномандатником от «Единой России», таких проблем не было. И не могло быть: выдвинулся он с дозволения тогдашнего мэра Рязани Виталия Артемова (на фото ниже).
На тех выборах сотрудники штаба кандидата Алексея Фролова задержали на улице большую группу вбросчиков – при себе у них оказались десятки бюллетеней с проставленными галочками за «Единую Россию» и в том числе за Мороза.
«Карусельщиков» же ловили то тут, то там в течение всего дня выборов. Но в полиции их формально опрашивали и отпускали. Так же поступили и с группой, возившей по Московскому району пачки бюллетеней с уже проставленными нужными галочками: у них даже машину не осмотрели.
«Единая Россия» в итоге «набрала» большинство, Мороз тоже в гордуму прошел. И многие годы был непотопляем: и заборы с колючей проволокой ставил, где ему угодно, и землю переоформил с помощью мэрии, возглавляемой все тем же Артемовым. А в 2015 году получил медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
С поста гендиректора «Красного знамени» 63-летнего Мороза сняли в начале 2016 года. Осенью 2018-го он стал фигурантом уголовного дела. Теперь приведем то, что озвучили следователи.
ОПГ и миллионы
По их версии, в 2011 году Александр Мороз, будучи во главе «Красного знамени», создал и возглавил «устойчивую организованную группу». В нее входили сын, зять и знакомый директора, занимавшие на заводе ключевые руководящие должности. Группа «работала» с теми изделиями предприятия, которые оно производило для нефтедобывающей промышленности.
На одном из самых закрытых предприятий Рязани все улики скрыть не удалось.Фото dezsluzhba-skorpion.ru
«Они совершили хищение продукции стоимостью 433 млн рублей с помощью сложной схемы фиктивного документооборота о якобы имевшей место передаче продукции подконтрольным фирмам-лжепосредникам», – говорится в сообщении Следственного управления.
В 2014 году сын гендиректора вместе со знакомым, используя уже созданный формальный документооборот, похитил деньги дочернего общества завода – более 13,5 млн рублей.
Ущерб фигуранты дела частично возместили, вернув порядка 142 млн рублей. На их имущество стоимостью около 100 миллионов наложен арест.
Готовя дело к суду, следователи «провели значительный комплекс действий по восстановлению полностью уничтоженной финансово-хозяйственной документации фирм-лжепосредников». Изучена масса бухгалтерских документов, проведены сложные судебные экспертизы. Оперативное сопровождение вели сотрудники ФСБ и полиции.
Признания вины от подозреваемых добиться не удалось. Более того, они оказывали следствию «активное противодействие». Тем не менее, прокуратура уже признала собранные доказательства достаточными – дело направлено в суд.
По вменяемым статьям фигурантам грозит до десяти лет заключения со штрафом до одного миллиона рублей.