Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№11 от 30 марта 2023 г.
Когда был Костя маленький...
Рязанские театры отметили 160-летие Станиславского, поиграли в «Верю – не верю» и поняли разницу между оборотнем и зомби


Ежегодно, борясь с весенним авитаминозом, Рязанское отделение Союза театральных деятелей России предлагает зрителям свежую, хрустящую «капусту». На этот раз на пробу был взят рецепт Константина Станиславского – оригинальный, беспроигрышный и проверенный многолетним опытом: в 2023 году весь мир отмечает 160-летие великого режиссера и реформатора. Столь солидной дате и был посвящен Большой капустник, прошедший на сцене Рязанского театра драмы накануне Международного дня театра, 26 марта.


Жизнь старинного реквизита представили Василий Уточкин (театр кукол) и артисты театра драмы Наталья Моргуненко, Наталья Паламожных и Юрий Борисов

Впрочем, даже на юбилейном празднике Константину Сергеевичу (в этой роли выступил артист Валерий Рыжков) не пришлось почивать на лаврах. Ему досталась самая сложная задача – разогреть публику перед основным действом. В результате выход Станиславского превратился в настоящее Stand up шоу. Судя по всему, за 160 лет в душе у режиссера много чего накопилось и наболело. Досталось всем. И зрителям, которые во время спектакля отвечают на телефонные звонки только для того, чтобы сказать, что не могут говорить. И режиссерам, которые как дети: непонятно, что им надо, и всегда орут. И артистам, которые на репетициях «Собачьего сердца» не могут понять разницу между оборотнем и зомби. И поклонникам, которые дарят и дарят пьесы, а ведь их уже ставить негде…

В итоге Станиславский послал всех на три буквы – СТД – и уступил сцену четырем рязанским театрам. И они перенесли действие в те благословенные времена, когда Константин Сергеевич был не привередливым гуру, а розовощеким крепышом в коротких штанишках (в роли маленького Кости – Андрей Блажилин).


Андрей Блажилин (слева) в роли маленького Кости Станиславского

Старинный театральный дворик… Тенистые заросли, беседка-грибок, лавочки, горка. Старая «вешалка» Анжелина Вахтеровна бдительно следит за чистотой и порядком. Весь день метет, убирает и гоняет веселую детскую компанию: Костю Станиславского, Володю Немировича-Данченко, Олю Книппер. А они без конца новые забавы придумывают: «Съедобное – несъедобное», «Верю – не верю». Сначала завязка намечается, развивается действие, а уж дальше конфликт и сверхзадача. Вот так – буквально из игр в детской песочнице – рождалась революционная театральная система, секреты которой раскрыли зрителям рязанские артисты.

Послушники Шадско-Кирилловского монастыря (в миру более известного как театр кукол) попытались постичь метафизику искусства кукловождения. Вместе с ними публика узнала, что такое вага и как из сатина создать саспенс. Но даже это оказалось не самым главным. На какие бы косточки мы ни разбирали марионетку, основной секрет по-прежнему остается в руках человека: миром правит всемогущий Дон Куклеоне. И он, конечно, появился. В кресле, с дымящейся трубкой, укутанный клетчатым пледом, под зажигательную песню «Моя бабушка любит куклы»! Роль крестной бабушки всех кукольников исполнил, разумеется, Валерий Шадский. И был встречен «с должным уважением» ((с) «Крестный отец»).


Валерий Шадский (в кресле) в роли крестной бабушки всех кукольников

Дальнейшее препарирование, на этот раз человека, продолжил театр драмы. В представлении «ОРГАНического театра» приняли участие заплетающийся язык, залитые глаза, мозг в отключке. Остальные товарищи по телу пребывали в таком же утомленном состоянии. Но даже это не помешало артистам сорвать аплодисменты, лишний раз доказав, что «талант не ограничен, когда он органичен».

…А игры в песочнице тем временем продолжались. И будущие мхатовцы так увлеклись, что прорыли потайной ход прямо в Театр на Соборной в гримерку артиста Ильи Комарова. И обнаружили там… гусли! День театра Рязанский ТЮЗ отметил знаменательным событием – 26 марта состоялась премьера сказочной истории о знаменитом новгородском гусляре «Садко».

Как известно, историческая встреча Станиславского и Немировича-Данченко, на которой они договорились о создании Московского художественного театра, состоялась в Москве в ресторане «Славянский базар» и длилась 18 часов. Артисты музыкального театра попытались предположить, как бы это событие выглядело в «Восточном базаре», и получили не менее красочную и завораживающую картину.


Капустник музыкального театра

Ну а самая трогательная встреча ожидала зрителей в театральном закулисье, где доживал свой век старинный реквизит: многоуважаемый шкаф (Юрий Борисов), папье-маше (Василий Уточкин) и, конечно же, ружье (Наталья Моргуненко). Шкаф готовился к последней роли – сыграть в ящик, «железная леди» еле-еле скрипела затвором. Но театральная жизнь непредсказуема! Все может измениться в один момент. Белая моль (Наталья Паламожных) превратится в прекрасную возлюбленную, а обрывки папье-маше обернутся чудесным букетом. Главное, быть во всеоружии и не забыть вовремя выстрелить.

Фото:
 Андрей ПАВЛУШИН


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Секрет правильно пожаренной яичницы

 

Подписывайтесь на телегу «Новой», чтобы наши новости сами находили вас
Вера Новикова