Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№07 от 2 марта 2023 г.
Секрет правильно пожаренной яичницы
Скопинский театр «Предел» готовится отпраздновать 35-летие «Рекой на асфальте». Сейчас даже трудно представить, какой режиссерской дерзостью надо обладать, чтобы в провинциальном городке в смутные восьмидесятые взять к постановке такую пьесу

 

Премьерный спектакль Скопинского молодежного театра «Предел» – «Река на асфальте» – постановка с многолетней предысторией. Эта пьеса Дмитрия Липскерова стала одним из тех произведений, с которых начинался легендарный коллектив. «Река на асфальте» была написана Липскеровым в 1989 году и в тот же год впервые была поставлена в Москве в театре-студии Олега Табакова и – на секундочку! – в Скопине в театре Владимира Деля. Спустя годы «Предел» возвращается к материалу. Но, подтверждая вечную истину о том, что нельзя в одну реку войти дважды, он не восстанавливает, а делает абсолютно новый спектакль. Более того, постановка знаменует 35-летие коллектива, которое «Предел» отметит в конце марта, приурочив праздник к Международному Дню театра.


Ричард и Канифоль


Герои пьесы – Ричард и Канифоль. Два подростка, которые мучаются отнюдь не детскими проблемами.  Ричард – умный положительный мальчик, переживающий кризис одиночества. Уходит мама, отец кончает жизнь самоубийством. Семья разваливается как карточный домик, вслед за чем рушится и вся жизнь. Израненный ее осколками Ричард впадает в депрессию и начинает задумываться о смерти. Канифоль же бойкая, рисковая девчонка. Она уверена, что сама справится со своей судьбой, а «дура»-мать пусть и дальше работает уборщицей. Они такие разные в своем мышлении, воспитании и образе жизни. Но перед лицом огромного мира, на краю страшной пропасти – такие одинаковые. И в этом взаимном притяжении – путь к спасению…


Сейчас даже трудно представить, какой режиссерской дерзостью надо обладать, чтобы в провинциальном городке в смутные восьмидесятые взять к постановке такую пьесу. Даже сейчас критики пишут о Липскерове как об авторе с неоднозначной репутацией, называя его то «вторым Пелевиным», то «русским Маркесом». А в то время, рискну предположить, это был просто шоковый эффект.


В предисловии к пьесе сам писатель называет ее «сплавом юношеского вдохновения и первой попытки работать профессионально». Символично, что именно таким «сплавом» оказалась в итоге и работа «Предела»: артистов для своих первых спектаклей режиссер Владимир Дель искал на скопинских дискотеках, в спортзалах и прочих молодежных тусовках тех лет.


В ранней версии «Реки на асфальте», завоевавшей массу премий и наград, блистали актеры первого состава «Предела»: Елена Грачева, Оксана Бондарь и Роман Цымаховский, 
бенефис которого коллектив отметил в начале сезона. Именно тогда Владимир Дель сообщил: театр возвращается к репетициям «Реки на асфальте».


Старшеклассники покоряют сцену


Такая солидная предыстория делает спектакль особым явлением. Но, словно предчувствуя все журналистские штампы, режиссер Владимир Дель в своем вступительном слове четко обозначил: событие не в том, что играется премьера, и не в том, что пьеса вновь вернулась на афишу «Предела». Главное, на сцену выйдут прекрасные молодые люди Скопина – новое поколение артистов театра. И в реальной жизни они представляют полную противоположность своим героям.


В спектакле заняты ученики скопинской средней школы № 2 имени И.М. Еганова Матвей Пузаткин (9 класс) и Варвара Жаркова (10 класс). Матвей – победитель областного конкурса «Живая классика», участник Всероссийского этапа конкурса в «Артеке» от Рязанской области, играет на гитаре, занимается в клубе казаков, принимает участие в турнирах по рубке шашкой. В «Пределе» Матвей уже шестой год, также играет ведущие роли в театре «РАЙ-центр», который под руководством Владимира Деля работает на базе школы № 2.


Портреты Варвары представлены сразу на двух школьных досках почета – среди отличников и в числе лучших активистов. В театре занимается с сентября, но, как рассказывает режиссер, в творческую жизнь труппы ворвалась стремительно, обнаружив несомненный актерский талант. В спектакле «Река на асфальте» не только сыграла главную роль, но и выступила арт-дизайнером сценического пространства (по сюжету пьесы отец Ричарда – художник, и все действие происходит в окружении его картин).


Все эти плюсы молодых артистов на сцене не исчезают. Не минусуются и не капитулируют перед страшной действительностью Ричарда и Канифоли. Наоборот, мощный бэкграунд становится фундаментом, на котором Владимир Дель выстраивает свою собственную историю. Беспросветный абсурдный мир пьесы режиссер переводит в область возвышенных чувств, чистых юношеских эмоций. Ричард и Канифоль превращаются в Ромео и Джульетту, которые, впрочем, все так же страдают от жестоких реалий.


На сцене словно сталкиваются два мира. Трагический мир Ричарда достается ему «по наследству». Это мир бредовых фантазий, одиночества и никому не нужных картин, разбросанных как хлам по всей квартире. Острый страх отца перед жизнью порождает болезненную галлюцинацию: несуществующую реку, которая шумит и рокочет за окном. Животный ужас перед стихией толкает отца к суициду: «Что такое моя работа по сравнению с рекой? Полное ничтожество и бездарность! Немедленно! Все в реку!» Не в силах сопротивляться бездне, Ричард тоже оказывается на ее краю…


…Если бы не мир Канифоли – земной и понятный. Она появляется в жизни Ричарда, пританцовывая и весело напевая. Красит ногти, шарит по квартире в поисках еды и алкоголя и, не стесняясь, просится остаться переночевать. Юные артисты создают на сцене образы-перевертыши. Первые минуты кажется, что эта разбитная девчонка из техникума «научит плохому» тихого воспитанного мальчика. Но сама попадает в ловушку его безумия.


Противостоять бессмысленности жизни подростки решают одним доступным им способом – шагнув из окна на зов реки. Взобравшись на подоконник и взявшись за руки, они оказываются словно на краю мира. За спиной – безрадостное прошлое. Впереди – неизвестное, пугающее будущее. В чем искать спасение? Только в настоящем. Сиюминутном и простом, как вопрос: «Ты не хочешь есть?»


Мощная витальная сила Канифоли превращает ее в ангела-хранителя для Ричарда. Цепляясь за ее руки, он делает робкие шаги по шаткой скамейке. Учится ходить заново и заново открывает для себя простые радости жизни.


В финале спектакля на сцене появляется настоящая электрическая плитка. Сковорода, немного масла, три яйца, щепотка соли… Эта бытовая магия волшебным образом воздействует не только на героев, но и на весь зал. Когда отзвучали аплодисменты, и яичница «дошла», по залу распространился невероятно аппетитный запах. И кто-то из зрителей, не выдержав, произнес: «Как пахнет! Сразу жить хочется!» Секрет правильно пожаренной яичницы и искренне сыгранного спектакля.


ПРЯМАЯ РЕЧЬ


Владимир ДЕЛЬ
, художественный руководитель Скопинского молодежного театра «Предел»:


– В преддверие 35-летия театра мы решили выпустить спектакль, который стал бы мостиком между эпохами и помог бы нам осознать, в каком времени мы живем, о чем думаем и мечтаем. Сегодня складывается ощущение, что в мире происходят непрерывные катастрофы. Кадры природных бедствий появляются в нашей постановке как видеопроекции. Но катаклизмы, которые мы переживаем, бывают не только природные. Политические, экономические, военные... И во всем этом существуют подростки, которым надо как-то разобраться с ситуацией, понять, что происходит.


Отец Ричарда переживает внутреннюю несостоятельность перед глобальной катастрофой мира, ощущает свою слабость и неспособность сопротивляться и жить дальше. Для него все потеряло смысл: незачем творить, заниматься искусством. Мы ничего не можем изменить. Нам не под силу повернуть вспять цунами, остановить гусеницы танка или предотвратить землетрясение… Осознавать это невероятно тяжело. Но спасти от такого ощущения трагического бытия может простой разговор. Или горячая яичница. В каждой тяжелой минуте надо жить сегодняшним днем.


Фото Андрея Павлушина


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ


По доходам – и любовь


Подписывайтесь на 
телегу «Новой», чтобы наши новости сами находили вас

Вера Новикова