Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
«Мы ехали полтора‑два часа, смотрим в окно, а там лес» (04.02.2021)
 Где и как отбывают наказание арестованные за участие в протестах москвичи. Материал «Медиазоны»*

Места в московских спецприемниках закончились еще после акции 23 января - задержанных сутками держали в автозаках. После митинга 31 января сотни граждан России отправили отбывать арест в центре для ожидающих депортации иностранцев. Еще около сотни задержанных из Москвы сейчас находятся в спецприемниках Подмосковья. Как и предсказывала «Медиазона», волна протестов против преследования Алексея Навального обернулась серьезным кризисом в местах принудительного содержания.

От редакции

«Новая газета» и объединение независимых журналистов «Синдикат-100» в течение 25 суток будут публиковать материалы издания «Медиазона» в знак солидарности с ее главредом Сергеем Смирновым, которого приговорили к административному аресту на 25 суток за ретвит шутки о себе.


Сахарово. Фото: Светлана Виданова «Новая»

23 января в Москве, по данным «ОВД-Инфо», задержали 1 558 человек. Многим из них суды назначили административный арест, и в столичных спецприемниках закончились места. Тогда часть арестантов отправили отбывать наказание в Центр временного содержания иностранных граждан (ЦВСИГ) в поселке Сахарово в Новой Москве.

После митингов 31 января в отделах полиции оказался еще 1 871 москвич, и административно арестованных стали cвозить в изолятор для иностранцев уже массово. Еще около сотни человек разместили в подмосковных спецприемниках, при этом суды над задержанными 31 января продолжаются до сих пор, рассказала «Медиазоне» член московской Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Марина Литвинович.

«Медиазона» рассказывала, что после акции 23 января московские суды поставили рекорд по административным арестам. В спецприемники отправили 154 человека, при этом их максимальная вместимость — 141 арестованный на весь город.

На сайте Мосгорсуда с 23 января по 3 февраля появилось 222 записи о делах с назначением административного ареста по «митинговой» статье 20.2 КоАП и 6 записей по статье о неповиновении сотруднику полиции (19.3 КоАП).

При этом член ОНК Москвы Марина Литвинович рассказывала, что ЦВСИГ в Сахарово рассчитан примерно на 800 мест. По данным ОНК Московской области, в регионе есть еще 404 места в ЦВСИГах в Егорьевске и в Королеве, а также 230 мест в спецприемниках.

«По моей информации, четыре спецприемника в Подмосковье задействованы: Люберцы, Электросталь, Истра и Мытищи. По 30 человек в среднем. Я попросила туда съездить ОНК Подмосковья, они собирались вчера точно в Электросталь и Люберцы, потому что мы туда не можем,-рассказала Литвинович. - Поскольку они мне не отзвонились, значит, там все более-менее».

В ночь на 3 февраля левый активист и фигурант «болотного дела» Алексей Гаскаров, арестованный на семь суток, сообщил в своем инстаграме, что его переводят в спецприемник в подмосковной Истре.

«Нас ночью выписали из [ОВД по району] Строгино и везут в Истру, потому что привезли десятки других людей с протестов», - написал он в сториз.

Жена антифашиста Дарья Сулейман подтвердила, что Гаскарова уже разместили в истринском спецприемнике. «Звонил, условия - как в СИЗО. Их вчетвером доставили из Строгино и вчетвером же они в одной камере там, но все равно лучше, чем в ОВД», х добавила она.

В спецприемниках Электростали и Мытищ «Медиазоне» подтвердили, что к ним привозили арестованных из Москвы. В остальных подмосковных спецприемниках либо отказались от разговора с журналистами, либо заверили, что к ним участников митингов не доставляли.

По словам Литвинович, в ЦВСИГ в поселке Сахарово людей продолжают везти.

«По состоянию на сегодня там 506 человек, процентов 95% это те, кто были арестованы [после акций протеста], - говорит наблюдательница. - Там проблемы есть. Одновременно приезжает три автобуса, в которых 60 человек, а на прием одного человека приходится 20 минут, это если очень быстро. Даже если все будут очень спешить и стараться, то все равно получается очередь ожидания, и очень тяжело им там всем: и сотрудникам, и людям. Просто очень много одновременно арестовывают».

Очереди к изолятору

Утром 2 февраля по соцсетям разошлось видеообращение людей, запертых в переполненных автозаках в очереди к изолятору.

«Мы, задержанные 31 января на мирной акции протеста, просим помощи и внимания от общественности к бесчеловечным условиям, в которых мы вынуждены находиться. С момента задержания прошло более 40 часов, и мы до сих пор подвергаемся пыткам. Нас практически не кормили. Последние девять часов мы находимся в автобусе, люди вынуждены стоять. Мы лишены возможности двигаться, у нас нет воды, нас не водят в туалет. Здесь, у изолятора для иностранных граждан в деревне Сахарово, такие же условия в десятках машин с задержанными», - говорил на камеру молодой человек.

Видеообращение из автозака снимал 22-летний Дмитрий Епишин, рассказала «Медиазоне» его подруга, московская активистка Саша Фишман. 2 февраля она около шести часов простояла в очереди вместе с десятками родственников и друзей других арестантов, которые приехали в Сахарово, чтобы сделать передачу.



По подсчетам активистки Софьи Маршак, которая занимается организацией передач задержанным и арестованным, ночью 2 февраля в миграционный центр привезли 150-200 человек.

Вчера и сегодня в поселке Сахарово в очередях стояли родственники и друзья арестованных, которые пытались удостовериться, что их близких доставили именно сюда, и передать им продукты.

Поначалу сотрудники спецприемника отказывались принимать передачи, если близкие арестанта не знали номер камеры, в которой он содержится. Позже требования смягчились: теперь достаточно имени и фамилии.

Марина Литвинович говорит, что суды до сих пор не успели рассмотреть все дела задержанных на акции 31 января - «кого-то переносили, кого-то вызывали еще». Тех, кому суд назначит арест, скорее всего, тоже повезут в Сахарово.

«Вопрос, что там суды будут давать, - говорит Литвинович. - Если их арестовывают, то Сахарово, думаю, забьют до предела, ну а остальных будут уже в подмосковные приемники везти».

Авторы: Алла Константинова, Юлия Сугуева, Владислав Янюшкин

Редактор: Дмитрий Ткачев


* в 2021 году издание внесено в реестр иноагентов