О чем закон?
Закон №498-ФЗ был принят в декабре 2018 года после большой работы зоозащитников. Основные постулаты документа – внедрение гуманных принципов работы с животными и метода ОСВВ – отлов, стерилизация, вакцинация, выпуск. То есть по закону животное не должны убивать, а после операции – вернуть на место обитания. Предлагаемые же сейчас поправки предполагают дать регионам право самим решать, как поступать с бездомными животными.
То есть, если глава региона принимает решение усыплять животных, то это можно делать, не боясь санкций (разве что кроме проклятий зоозащитников). Кроме эвтаназии, поправки также разрешают калечить животных во время отлова, уничтожать потерявшихся собак и кошек (даже породистых), которых никогда уже не вернут хозяевам. Учет убитых питомцев вести не собираются, фотофиксация отлова отменяется. По сути поправки регулируют беспредел в области обращения с животными и отменяют все, чего добивались зоозащитники в течение многих лет. Хотя результаты их работы уже есть: по информации Роспотребнадзора число укусов сократилось на 16%, количество бездомных животных в целом по стране – в четыре (!) раза.
Конечно, нельзя сказать, что все было гладко. Из истории не вычеркнешь трагедию, которая произошла в Оренбурге и стала спусковым крючком для разработки поправок. Ситуация пришлась как нельзя кстати на руку догхантерам, которые использовали ее в своих интересах.
Обратите внимание – в социальных сетях не найдешь постов родственников погибшего мальчика. Обвиняющие посты строчат «неравнодушные жители города», которые никогда и не были в районе, где произошло ЧП. Немало таких вбросов и в рязанских группах.
Так, буквально через несколько часов после появления анонса пикета против поправок в ЦПКиО 13 мая, в сети появилась информация о напуганном дикими собаками мальчике на улице Бирюзова. Автор разразилась гневными постами в адрес зоозащитников, не приложив никаких письменных доказательств того, что ребенок действительно пострадал. И таких сообщений немало, причем их авторы порой даже не считаются со здравым смыслом, рассчитывая вызвать эмоциональную реакцию читателей.
А что у нас?
В Рязани на базе службы «Лайка» образована городская служба по контролю за безнадзорными животными. Сейчас она действует по нормам федерального закона. В 2022 года служба отловила 300 животных, 264 вернули на место обитания. Часть осталась доживать свой век на территории бывшего завода Центролит. Правда, содержатся они за счет пожертвований, поскольку из бюджета выделяют деньги только на транспорт и стерилизацию, уборку трупов с улиц. А средств на продукты и покупку газовых баллонов просто нет.
За что готовы платить городские власти – так это за отлов животных. Причем подряды получали недобросовестные фирмы. Сначала это был ИП Илюшеня, который содержал собак в нечеловеческих условиях – зоозащитники вызволяли их всей страной. Еще служба «Городская собака», попросту не стерилизовавшая питомцев, а только делавшая видимость проведения операций. После нескольких случаев, когда якобы стерилизованные собаки - уже со специальной с клипсой в ухе - родили щенят, контракт с «Городской собакой» власти расторгли. Но это не помешало фирме выиграть тендер на отлов в Скопине.
Большая политическая игра
Против поправок в федеральный закон собрано более 20 тысяч подписей по всей стране. И их число растет. В адрес властей обращались известные люди: поэт Илья Резник, Владимир Винокур и Лев Лещенко, певица Ольга Орлова и Илона Броневицкая, которая и вовсе содержит на свои средства частный приют. Однако парламентарии их мнение проигнорировали, заявив, что 90% электората по всей стране поддерживают поправки. Откуда взялась эта статистика непонятно: никаких опросов, которые могли дать данные в целом по стране, не проводилось.
Понять депутатов можно – действующий ныне закон предусматривает строительство приютов, на которые сложно найти деньги. Так, Рязанская область пробуксовывала этот вопрос несколько лет, мечтая решить его за счет частных инвестиций. Понятно, что сфера бездомных животных – не завод, прибыли не принесет, поэтому и решать его не спешили. Если в начале этого года зампред облправительства Виталий Артемов (который сейчас переходит в мэрию) заявил что место для приюта найдено, то глава региона Павел Малков во время своего отчета перед депутатами областной Думы сослался на ожидание «изменений на федеральном уровне». Теперь понятно, каких изменений ждал регион.И вопрос строительства приюта поставлен на паузу. Возможно и закрыт.
Интересно, что законопроект критикуют даже представители партии «Новые люди», представители которой выступали одними из ее разработчиков. А также лидеры крупных городов – Москвы, Санкт-Петербурга, Нижегородской области. Вот лишь несколько из мнений:
- Не только я, но и региональное правительство, и заксобрание не поддерживали инициативу, которую все обсуждают. Она должна быть доработана и пройти дополнительные обсуждения – заявил губернатор Нижегородской области Глеб Никитин. Который кстати недавно приезжал в Рязань.
- Очевидно, что нужна новая система работы с бездомными животными, основанная на мировом опыте. Но зоозащитники справедливо опасаются, что закон в таком сыром виде может привести к массовому усыплению собак и банальному воровству, как это было в 1990-е, — пояснил РБК представитель фракции «Новые люди» Олег Леонов. — Тогда бродячих собак можно было убивать бесконтрольно, но проблему это никак не решало. Без надлежащего контроля деньги часто списывали, по факту не проводя никакой работы.
Поправки к законопроекту принимаются до 30 мая, после чего предстоит второе чтение.
Джин из бутылки
Принятие поправок в федеральный закон не только поделило общество на два лагеря, но и выпустило джина из бутылки – дало зеленый свет тем, кто не любит, или попросту боится животных. Нам известно о случаях, когда на улицах Рязани владельцам питомцев начали делать замечания и даже угрожать. Дошло и до физической расправы – в Соколовке, не дожидаясь второго чтения законопроекта, расстреляли местную собаку Белку. Животное выжило, но ему требуется дорогостоящее лечение, на которое сейчас собирают деньги волонтеры.
Это еще не конец