В распоряжении «Новой» оказалось письмо доктора наук, профессора Вячеслава Козлякова, адресованное учёному совету РГУ им. Есенина.
Историк Козляков пришел в этот вуз еще во времена ректора Анатолия Лиферова. Последний, как нам рассказывали их тогдашние коллеги, заполучив сотрудника такого уровня, «пылинки с него сдувал».
Прошло 23 года. Ниже письмо Козлякова, написанное примерно за месяц до увольнения из РГУ.
«Глубокоуважаемые члены Ученого Совета!
Обращаюсь к вам c просьбой рассмотреть вопрос о ликвидации научно-образовательного центра «Историограф» на предстоящем заседании Совета 28 апреля 2023 г.
Как известно, с февраля в университете идет целенаправленное уничтожение большинства действовавших лабораторий и научных центров, вне зависимости от их эффективности и результатов работы. Свое несогласие с этими недальновидными решениями, разрушающими научную деятельность в вузе, я неоднократно высказывал и.о. ректора И. А. Мурогу на совещании по поводу работы центров и в личном разговоре в его кабинете.
Не добившись согласия на свертывание деятельности центра «Историограф» и ряда других научных подразделений, и.о.ректора выбрал путь административного нажима, чтобы уволить несогласных с его действиями директоров центров по основаниям, связанным с нарушением трудовой дисциплины.
С этой целью центр «Историограф», действовавший с 2020 года при Институте истории, философии и политических наук, переподчинили Управлению научной и инновационной деятельности. При этом необходимые изменения в «Положение» о работе центра, внесены не были. 18 апреля 2023 года издан Приказ «О режиме рабочего времени работников отдельных структурных подразделений университета», устанавливающий с 24 апреля работникам ряда научных центров вуза, включая НОЦ «Историограф», «начало рабочего дня с 8.00», а «окончание рабочего дня: 17.00».
Ситуация складывается абсурдная, потому что у центра нет помещения и оборудованных рабочих мест как для меня, так и для делопроизводителя И. А. Бусарева. Мне предложено все время находиться на кафедре, где, как известно, есть свой руководитель, там же работает за единственным компьютером еще один, кафедральный делопроизводитель, иногда проводятся занятия и консультации. Однако мой трудовой договор заключен на должность профессора (в настоящее время 0.35 ставки), и правила внутреннего распорядка, естественно, не предусматривают такого «режима» ни для кого из коллег, работающих в этой должности.
Согласно Дополнительному соглашению к трудовому договору я получаю только «компенсационные выплаты» за исполнение обязанностей директора НОЦ «Историограф» (в размере 0.5 ставки). Эти деньги, которые, как открыто говорит и.о. ректора, он хотел бы сэкономить, и стали единственной причиной уничтожения центра, работающего над реализацией проекта Российского научного фонда. Кстати, несмотря на полученное еще в марте полное финансирование на текущий год, оформление соответствующих бумаг и приказов в вузе остановлено.
Сразу после присылки по корпоративной почте упомянутого приказа «о режиме рабочего времени» я уведомил начальника УНИД А. С. Асаева о том, что центр «Историограф» не может дальше работать в таких условиях. И даже после этого новые, недавно появившиеся в стенах вуза сотрудники приступили к «актированию» (впервые за почти сорок лет своей трудовой жизни, половина которых прошла в стенах РГУ, узнал это слово).
25 апреля мне прислали подписанный начальником отдела кадров и начальником УНИД «Акт о невыходе на работу». В этом документе утверждается, что я «не приступил к выполнению трудовых обязанностей, определенных трудовым договором». Попытки составления подобных актов в отношении меня и других коллег, возглавляющих немногие оставшиеся научные центры, повторяются всю текущую неделю. Исполнители настолько торопятся исполнить приказ руководства, что не обращают внимания на установленный в документе срок «согласования режима работы сотрудников, работающих по совместительству» до 1 мая 2023 года.
Начиная с получения оскорбительного и незаконного «Акта», несколько дней пытаюсь добиться включения в повестку дня Совета университета вопроса о ликвидации центра, но теперь сталкиваюсь с противодействием этому решению.
Между тем, Ученый совет Института истории, философии и политических наук, по моему предложению, единогласно поддержал вопрос о закрытии центра. При этом, как было справедливо указано, со ссылкой на норму Устава университета: «согласно п. 4.11 п. п. 9 Устава РГУ имени С.А. Есенина к компетенции ученого совета университета относится принятие решений о создании и ликвидации структурных подразделений университета, осуществляющих образовательную и научную (научно-исследовательскую деятельность)». Надеюсь, выписка из решения институтского Совета и мое обращение как члена Ученого совета, могут рассматриваться как основание для постановки вопроса на Совете. Напомню, что это не первый раз, когда на Ученом совете вуза ставится и решается вопрос о закрытии центров, и всегда было достаточно даже одной докладной записки директора центра о прекращении его работы.
Сейчас пока еще есть возможность решить вопрос о ликвидации центра «Историограф» и увольнении его работников «по соглашению сторон», как это предусматривается 78 статьей Трудового кодекса РФ. Такой договор может быть расторгнут в любое время. Если не будет принято решение Совета, то с 1.05. 2023 формальных препятствий к реализации тех задач, которые, по словам А. С. Асаева, поставил ему и.о. ректора, не останется.
Уже сейчас видно, что дело намеренно движется к искусственному созданию конфликтной ситуации и попытке «расторжения трудового договора по инициативе работодателя» за несуществующие «прогулы» (ст. 81 ТК РФ).
За несколько месяцев руководства вузом и.о. ректора И. А. Мурога уже можно понять его «фирменный стиль», связанный со стремлением опорочить деловую репутацию сотрудников вуза. Взамен десятками увольняемых сотрудников принимаются новые работники, но не «эффективные», как он говорит, а послушные только ему и беспрекословно исполняющие любые приказы начальства. Делается попытка уничтожить основанный на взаимном уважении академический стиль отношений в вузе, не принимаются во внимание никакие прежние заслуги, нормы университетской жизни заменяются казарменной риторикой и грубостью, уже приведшей к увольнению многих сотрудников, от водителей до профессоров.
Очень надеюсь, что сегодня, практически, на последнем своем заседании в этом составе, Ученый Совет покажет, что он не «совещательный орган» при ректорате, как нас пытаются убедить с некоторых пор, а настоящий орган управления вуза, способный решить не только этот вопрос о ликвидации «Центра», полностью находящийся в пределах его компетенции, но и другие, еще более важные дела, связанные с кризисом управления в вузе.
Напомню, что 150 наших коллег ожидают решения своей судьбы с момента назначения и.о. ректора И. А. Мурога. Именно столько директоров институтов, заведующих кафедрами, преподавателей и сотрудников РГУ должны были пройти конкурс в этом учебном году. Все это дает основание считать, что опубликованные в прессе сведения о подготовке увольнения с 1 сентября 2023 г. 30% преподавателей вуза, совсем даже не слухи, а уже реализуемый план.
Свою озабоченность сложившейся в РГУ имени С. А. Есенина ситуацией, вместе с Я. М. Колкером и еще рядом коллег, я высказал в письме, направленном в Министерство образования и науки РФ и в другие адреса. В нем говорилось, что вместо декларированного «развития» вуза, происходит его разрушение. Мы пытались сказать, что не хотим оказаться на развалинах того дела, которому отданы десятилетия жизни. Из поступающих ответов ясно, что продолжающиеся накапливаться проблемы никто за нас решать не будет. Поэтому только общая солидарная позиция в сохранении трудовых прав коллег и их здоровья поможет сохраниться вузу в эти трудные времена.
С уважением, В. Н. Козляков.»
Вячеслав Николаевич, повторим, из РГУ в итоге уволился сам. И он без рязанского вуза точно не пропадет. Ведь помимо прочих достижений и работ, Козляков – автор целого ряда книг серии «Жизнь замечательных людей» и, главное, признанный специалист по истории Смутного времени в России.
P.S. Игорь Мурог пришел в РГУ в конце прошлого года. По информации «Новой» уже к весне уволились 40 преподавателей – доктора наук, профессора, квалифицированные доценты, занимавшиеся профессиональной подготовкой специалистов.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Материал «Новой» о подготовке к выборам нового состава ученого совета РГУ – Нечистые методы