На пресс-конференции, которую провёл 21 января глава администрации Рязани Олег Булеков, им была подтверждена информация: намерение передать муниципальное предприятие «Водоканал города Рязани» в оперативное управление частной компании по концессионному соглашению на 30 лет существует в реальности.
Как сообщило информационное агентство «МедиаРязань», Олег Булеков заявил, что данный вопрос прорабатывался уже в течение полутора лет (получается, прежними мэром Виталием Артёмовым, в общем и целом), изучался опыт других регионов, где действуют концессионные соглашения. Были ли названы эти другие регионы корреспондент не уточнил. Мэр также сослался на некую общую политику государства, которая, по словам Булекова, предполагает передачу убыточных предприятий так называемым эффективным собственникам. При этом глава администрации уточнил, что имущественный блок останется в собственности города, концессионер лишь управляет им.
Далее Булеков сообщил, что у «Водоканала» изношено более 50% некоего «имущественного блока». При этом разработана «чёткая программа замены основных узлов системы водоснабжения, которую концессионеру предстоит исполнить». Получается, что сегодня уже есть проработанный бизнес-план, реализовать который почему-то дадут «чужому дяде»?
Булеков отметил, что кредитная задолженность «Водоканала», не обеспеченная источниками финансирования, составляет около 300 миллионов рублей. Это ли много? Совершенно недавно областной бюджет давал финансовую гарантию в 250 миллионов рублей под строительство частного жилого дома частной строительной компании. Могут ли быть затруднения для выдачи подобной гарантии муниципальному предприятию?
И, конечно, всё это, как говорится, плохо пахнет, даже хуже, чем в Дашково-Песочне во время выбросов с промышленных предприятий. Потому что нет ответов на вопросы:
– Зачем отдавать в концессию сразу водоснабжение и водоотведение полумиллионного города? Не лучше ли начать с небольшого посёлка и посмотреть, как это работает? В случае чего небольшие ошибки и исправлять легче.
– Зачем вообще отдавать в концессию водоснабжение и водоотведение, если уже существует налаженная и действующая структура в виде муниципального предприятия? Не лучше ли принять на работу эффективного директора, может быть, с командой, чтобы они «разруливали» ситуацию и выводили предприятие в прибыль? Ведь если не стремление получить прибыль имеет будущий концессионер, то какое?
– Если в процессе концессионного управления будет приобретаться новое оборудование, то на чьи средства, и с какими условиями владения и распоряжения?
– Если крупнейшее городское жизнеобеспечивающее предприятие уходит в концессию, то зачем вообще нужны всякие управления и департаменты в мэрии? Люди платят, концессионер управляет и обеспечивает, а что делает администрация?
И, конечно, главный вопрос с точки зрения конечного потребителя услуг, рядового рязанца из 1-3-комнатной квартиры не-последних годов постройки: каким темпами планируется повышать плату за услуги «Водоканала»?
Пока ответов на эти вопросы просто нет. На пресс-конференции мэр отделался общими фактами. Что будущий концессионер будет выбираться по конкурсу. Что значительного роста тарифов не будет. Что контролировать концессионера будет вновь созданная межведомственная комиссия... И опять вопрос – при контроле комиссией – что будут делать мэр и мэрия ? Остановки и переходы убирать? Хорошо бы...