Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№40 от 27 октября 2022 г.
День, когда возможно все
Бенефис артиста скопинского театра «Предел» обернулся «Пятницей, 13-го»

Иногда обстоятельства складываются таким образом, что над утерянным чемоданом проливается не меньше слез, чем о пропавшем человеке, сломанная дверь в туалете спасает жизнь, а пингвины на Аляске становятся обладателями 60 миллионов евро. Произойти такие казусные события могут только в один день – в пятницу, 13-го. Спектакль с таким названием по пьесе французского драматурга Жан-Пьера Мартине представил Скопинский молодежный театр «Предел». И премьеру, на всякий случай, назначил на субботу – 22 октября.

Звезда танцпола

Зловещее сочетание – «Пятница, 13-е» – для «Предела» оказалось магически-счастливым. Этим спектаклем скопинский коллектив не только отметил творческий бенефис своего легендарного артиста Романа Цымаховского, но и поздравил его с юбилеем. 50 лет – дата красивая, круглая. И по своему возрастному состоянию не имеет никакого отношения к тому эпитету, который так хочется употребить, назвав Романа старейшим артистом театра «Предел». Однако в этом прилагательном – дань справедливости.


Сцена из спектакля «Пятница, 13-е». Роман Цымаховский, Наталья Егорова и Светлана Молодцова

– Роман Цымаховский был первым артистом, которого я в 1988 году позвал в наш театр, тогда еще даже не носивший название «Предел», – так вспоминает режиссер Владимир Дель.

В то время Дель еще только обосновывался в Скопине, вернувшись в родной город после работы в Липецком драматическом театре. Студия, которую он возглавил, располагалась во Дворце культуры им. Ленина. Здесь же по выходным проходили дискотеки, куда собиралась молодежь со всего города. На танцевальной площадке молодой режиссер и присматривал себе будущих перспективных актеров. Роман привлек внимание сразу: модный парень двигался лучше всех, выделывал хитрые «па», в общем, был настоящей звездой танцпола. На вопрос: «Хочешь играть в театре?» – не раздумывая, ответил согласием. И вскоре уже блистал в первом спектакле – «Ловушка 46, рост второй».

«Трагический балаган»

Эта пьеса известного журналиста Юрия Щекочихина была будто специально написана для молодежной труппы скопинского театра. Две группировки футбольных фанатов: «волки» и «кони». Девочка из одного «клана» любит мальчика из другого. Почти Ромео и Джульетта, но в условиях беспокойных восьмидесятых годов, переходящих в бурные девяностые. Ситуация в тексте оказалась хорошо понятна скопинским ребятам, наблюдавшим городские драки, которые нередко случались в то смутное время: район на район, Бугровка против Металлурга. Так что роли и образы угадывались стопроцентно:

– Ребятам не пришлось кривляться на сцене, изображать, надевать личину, – рассказывает Владимир Дель. – Более того, началась игра «за правду». Из пьесы безжалостно выбрасывались реплики и выражения, которые не были им присущи и органичны. Эти слова они заменяли своими. В качестве реквизита использовались только подлинные вещи. Спектакль не копировал жизнь. Его жанр обозначался как «трагический балаган», что предполагало острую фантастическую форму, в которую облекался ужас нашей жизни. И подчеркивался он реальностью происходящего на сцене. Спектакль имел очень необычную для того зрителя сценографию. Действие происходило в пространстве, похожем на спортзал, имевшем сцену. Зрители сидели по обеим длинным сторонам и, как в широкоформатном фильме, крутили головой, поспевая за действием, которое носилось по залу из конца в конец. Успех был грандиозный. Гран-при областного фестиваля. Ребят наградили поездкой на теплоходе по Оке, они плыли и скандировали: «Ско-пин – по-бе-да!»

Несравнимые ощущения

И дальше последовала череда знаковых спектаклей, которые на всесоюзных, всероссийских и региональных фестивалях неизменно приносили награды и скопинскому театру, и Роману Цымаховскому. Стоит вспомнить, например, постановку «Река на асфальте» 1989 года по пьесе Дмитрия Липсерова.  На Всесоюзном театральном фестивале в Ленинграде спектакль был отмечен дипломом «За лучшую режиссуру», а Роман, победивший в номинации «Лучшая мужская роль», пожинал первые лавры славы: в гостинице к нему выстраивалась целая очередь из девчонок, желающих получить автограф.

К слову, «Предел» сейчас снова возвращается к этой пьесе. Уже скоро нынешнее поколение скопинских ребят выйдет на сцену в новой версии «Реки на асфальте». Но, соблюдая преемственность, Владимир Дель приглашает в постановку и своего первого актера: в возобновленном спектакле Роман Цымаховский является консультантом и помощником режиссера, а также будет играть свою роль как некое воспоминание из прошлого.

Стоит ли говорить, что юношеское увлечение театром определило всю дальнейшую жизнь скопинского парня. После школы Роман поступает на театрально-режиссерский факультет Тамбовского филиала Московского институт культуры – «альма-матер» его учителя Владимира Деля. С увлечением учится, занимается хореографией, много репетирует, выходит на сцену в спектаклях «Борис Годунов», «Вишневый сад», а во время каникул участвует и в постановках «Предела». Но, окончив институт в 1995 году, сталкивается с ситуацией, когда в стране становится «не до культуры». Молодой артист пробует себя в новой сфере – столичном ресторанном бизнесе, где и реализует все профессиональные навыки.

С объявлением пандемии жизнь делает крутой поворот, и Роман вновь оказывается в родном Скопине. Об этом событии он говорит одной фразой: «Не бывает худа без добра». Театр «Предел» обрел своего легендарного актера, а сам Роман – возможность снова выйти на сцену:

– Театр – это очень сложный процесс, – говорит он. – Работа над ролью, бессонные ночи, долгие репетиции, во время которых бывает и довольно жестко… Но ощущение, когда спектакль состоялся, когда ты только что его прожил и пропустил через себя – это ни с чем не сравнится!

Нерв эпохи

В премьерном спектакле «Пятница, 13-е» компанию Роману Цымаховскому составили еще два «старожила» «Предела»: актрисы Светлана Молодцова и Наталья Егорова. Вместе эта троица разыграла французскую комедию так лихо и азартно, что кажется, будто вернулись времена беззаботной юности и куража. Музыка, танцы, льющееся рекой вино и море эмоций, которые выплескиваются через край!

Пьеса «Пятница, 13-е» относится к тому типу драматургии, когда зритель наблюдает не столько за событиями, которые происходят с героями, сколько за их реакцией на эти события. Молодая пара – Жером и Кристель – ждут в гости друзей Натали и Патрика. Но появляется лишь одна Натали, обливающаяся слезами… Новости сыплются одна за другой: потерпевший крушение самолет, в котором должен лететь Патрик, многомиллионный выигрыш в лотерею, нежданная беременность, признание в измене, телефонный звонок с того света…

Размышляя после спектакля, Владимир Дель неожиданно даже для себя отметил, что в репертуаре «Предела» практически нет «сюжетных» спектаклей. Достоевский, Чехов, Пушкин, Шекспир – произведения этих авторов являются признанной классикой, и, сидя в зале, зритель больше думает над тем, как это сделано. Никто не гадает, что будет дальше. В случае с «Пятницей, 13-е», уверена, этим вопросом мучались все. И также уверена, что никто не угадал. Совершенно непредсказуемые повороты сюжета, которые заставляли артистов пережить всю палитру эмоций: от отчаяния до безумной радости.

Несмотря на всю комичность, спектакль точно попадает в нерв сегодняшнего времени. Новостная истерия, которая заставляет нас каждую минуту обновлять страницы веб-сайтов, стала почти привычкой. Тысячи людей по всему миру судорожно хватаются за телефон, бегут на звонки, проверяют сообщения, щелкают телевизионным пультом… И все ради того, чтобы услышать наконец-то хорошие новости.

Фото Андрея Павлушина

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Бесплотный дух против бездуховной плоти

На твердую пятерку

Подписывайтесь на телегу «Новой», чтобы наши новости сами находили вас 

Вера Новикова