Обогнать Быкова* и Шендеровича*
С 2010 года рязанский педагог София Иванова* представляет в регионе движение в защиту прав избирателей «Голос»**: наблюдает за выборами, выявляет и систематизирует сигналы о нарушениях, фальсификациях, борется с ними всеми законными способами. Накануне выборов Иванова (на фото ниже) организует Школу наблюдателей, в которой в более демократичные времена успели отучиться представители почти всех известных в нашем регионе партий.
В декабре 2015 года за «неправильный» вектор политической активности ее уволили из лицея № 4, в 2017 году накануне дня голосования разбили старенький «жигуленок» (полиция вандалов не нашла). В сентябре 2021 года Иванову внесли в реестр «СМИ-иноагентов». Ее «порядковый номер» в списке – 64, и место в первой сотне иностранных агентов довольно показательно: наблюдение на выборах для власти оказалась гораздо неприятнее, чем деятельность известного сатирика Виктора Шендеровича (№ 105 в списке), политолога Екатерины Шульман* (№ 136) и даже оппозиционного писателя Дмитрия Быкова (№ 171).
Супруг Ивановой – правозащитник Александр Бехтольд считает, что звание это – если не высокое, то точно уникальное, потому что даже Героев России в регионе больше, чем иноагентов. А уж физлицо в ранге СМИ и вовсе явление, невиданное доселе в целом мире.
– Я в восторге, что мою жену признали средством массовой информации – иностранным агентом. Мы в браке, это [СМИ] совместно нажитое имущество, половина принадлежит мне. Государство меня осчастливило половиной средства массовой информации в лице моей супруги. Это, конечно, шутка, а на самом деле воспринимать это как нечто хорошее нельзя, потому что перед нами борьба с инакомыслием. Ее идея – нельзя наблюдать за выборами, а потом говорить, что они нечестные. Государству это не нравится. А значит, вас как-то надо заставить прекратить такую деятельность. Но не на того напали, мягко говоря. Она будет продолжать наблюдать за голосованиями, потому что смена власти – ключевой элемент демократии, – говорит Бехтольд.
София Иванова уже год удивляется статусу СМИ-иноагента, при встрече смеется: «Вот я перед вами: живой человек, вот у меня уши, вот у меня глаза, руки, но при этом я – средство. Средство массовой информации. Меня им назначило государство».
– Чье-то я «средство», чье – не знаю. Может быть, какого-то государства либо масонской ложи, я не знаю, потому что я никаких денег от иностранных агентств, государств, международных организаций не получаю, – утверждает она.
На, вероятно, полученные от гражданина Узбекистана 500 рублей внимания не обратила, поскольку в те дни вместе с единомышленниками собирала деньги на лечение избитого во время протестной акции Алексея Борисова и на оплату штрафов, присужденных другим гражданским активистам. После получения статуса иноагента выяснила, что перевод сделал некий Рустам Джамалов. Она пыталась его найти через соцсети, чтобы вернуть деньги, но Джамаловых в странах СНГ оказалось едва ли не больше, чем в России Ивановых.
София Иванова оспорила в суде решение Минюста о внесении ее в списки СМИ, выполняющих функцию иноагента. Ее интересы представляет юрист Рязанского «Мемориала»*** Петр Иванов.
Виновна – и точка
Советский районный суд в лице судьи Галины Прошкиной встал на сторону Минюста, в удовлетворении иска отказал. Ивановы оспорили решение в областном суде, разбирательство продолжалось почти все лето, захватило и начало осени. Суд то переносил заседания, то объявлял перерыв.
По мнению Петра Иванова, существуют два варианта развития событий. Первый: суд решит пойти по законному пути, и тогда иск придется удовлетворить. Второе: суд первой инстанции допустит грубые процессуальные нарушения, поскольку в деле нет доказательств того, что София Юрьевна получала деньги из какого-то иностранного источника. Именно поэтому процесс затягивается.
– Мы просили представить доказательства – это письмо из Росфинмониторинга с пометкой «для служебного пользования», но суд его не исследовал. Фактически эти сведения [о переводе денежных средств Ивановой] известны лишь со слов Минюста, но доказательств нет вообще. Скорее всего, областной суд хочет как-то восполнить этот пробел, потому что так не бывает – просто со слов Минюста без доказательств. Вероятно, доказательства получения Ивановой 500 рублей – эту бумажку – как-то хотят легализовать в апелляционном суде, но это невозможно в силу процессуальных особенностей рассмотрения подобных дел. Новые доказательства в апелляционной инстанции могут быть предъявлены только в том случае, если были уважительные причины, по которым эти доказательства не были представлены в суде первой инстанции. Но таких причин не было. Это цугцванг (гарантированное ухудшение позиции, – ред.) – прокомментировал юрист. – Если суд попробует устранить эти огрехи, это будет новым процессуальным нарушением.
Помимо доказательств получения денег никто так и не ответил на вопрос – за какую услугу гражданин перевел эти средства Ивановой? Представитель истца ходатайствовал о предоставлении этих и других сведений для рассмотрения в апелляционном суде, но ответов пока не получил. Судебное заседание было перенесено с 17 августа на 31-е, с 31-го на 7 сентября: суд мотивировал тем, что запросил сведения, они пока не поступили.
P.S. Пока номер готовился к печати, прошло последнее заседание, на котором суд принял решение отказать Ивановой в удовлетворении иска и оставил в силе решение первой инстанции.
*Рязанский педагог София Иванова, журналист, писатель Виктор Шендерович, политолог Екатерина Шульман и поэт и писатель Дмитрий Быков внесены в список СМИ-иноагентов.
**Движение в защиту прав избирателей «Голос» внесено Минюстом РФ в реестр НКО-иноагентов.
*** Рязанский «Мемориал» признан Минюстом РФ иноагентом.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Журналистика – не преступление
Подписывайтесь на телегу «Новой», чтобы наши новости сами находили вас