19 октября президентским указом для регионов установили режимы разного уровня. Рязанской области достался «режим повышенной готовности». И вот спустя 47 дней у нас происходит ЧП на военном аэродроме.
Слухи и кадры
Раннее декабрьское утро началось с гудящих соцсетей, в которых жители военного городка в Дягилеве сообщали о сильном хлопке. Детонация была такой силы, что ее слышали даже в Горроще.
Авиабаза «Дягилево» утро 5 декабря. Фото: соцсети
«Взрывной волной сломало ограничитель на окне и распахнуло его, видно было столб дыма и искры вверх, – написала одна из рязанок, живущая рядом с местом ЧП. – Взрыв однократный, достаточно сильный. Звука падения чего-то не было точно».
Тем же утром другой взрыв, он же вспышка, он же хлопок, произошел на авиабазе в городе Энгельс Саратовской области.
В федеральных СМИ оперативно появились новости со ссылкой «на источники в экстренных службах». И только. О Рязани там было про «трех погибших» и еще нескольких пострадавших – данные о количестве разнились.
По собственным данным «Новой», в областную клиническую больницу из Дягилева изначально доставили пять человек в возрасте от 27 до 42 лет. Они получили характерные ранения: оскольчатые раны и травмы рук и брюшины различной степени тяжести. Внятные официальные сообщения о случившемся в течение дня отсутствовали.
Зато появились фото с места: в мессенджерах в статусе «часто пересылаемых сообщений» они курсировали с обеда, вечером иллюстрации к ЧП опубликовали СМИ.
Поврежденный самолет
Благодаря этим фото люди увидели, что слухи о повреждении самолета в Дягилеве оказались правдой. Знатоки тут же определили, что на снимке бомбардировщик ТУ-22М3.
«Видны повреждения хвостового оперения и сопла», – объяснили те, кто знает, что это.
Перехват и три смерти
Вечером подоспели и официальные данные – к 20:00 версию Минобороны РФ обнародовал его представитель Игорь Конашенков, объяснивший происшедшее в Рязанской и Саратовской областях:
– Утром 5 декабря текущего года киевским режимом, в целях выведения из строя российских самолетов Дальней авиации, были совершены попытки нанесения ударов реактивными беспилотными летательными аппаратами советского производства по военным аэродромам «Дягилево» в Рязанской области и «Энгельс» Саратовской области.
Средствами противовоздушной обороны ВКС России, летевшие на малой высоте украинские БПЛА были перехвачены.
В результате падения и взрыва на российских аэродромах обломков реактивных беспилотников была незначительно повреждена обшивка корпуса двух самолетов.
Трое российских военнослужащих технического состава, находившихся на аэродроме, получили смертельные ранения.
Еще четверо военнослужащих, получивших ранения, доставлены в медицинские учреждения, где им оказана вся необходимая медицинская помощь.
Губернатор Малков молчал. И утром, и днем, и даже после заявления Конашенкова.
Собирали по буквам
Заметим, что глава региона после введения «режима повышенной готовности» в середине октября вроде как наделен дополнительными (и немалыми) полномочиями и мог бы хоть что-то заявить. Как, например, его саратовский коллега Бусаргин.
Среди новых обязанностей товарища Малкова – «проведение отдельных мероприятий по гражданской и территориальной обороне». Но отдельно провести мероприятия по успокоению народа внезапно потерявший дар речи губернатор не мог еще полтора часа после заявления Конашенкова. Все это время в облправительстве, видимо, по буквам собирали то, что наконец и выдали на ночь глядя:
«Уважаемые рязанцы. Сегодня рано утром произошло чрезвычайное происшествие на военном аэродроме. По информации Минобороны, была совершена попытка киевского режима нанести удар беспилотниками. Но они были перехвачены средствами противовоздушной обороны ВКС России. К сожалению, есть погибшие и пострадавшие. Выражаю глубокие соболезнования их семьям, мы обязательно окажем всю возможную поддержку. Вопрос держу на личном контроле», – говорилось в постах губернатора в соцсетях.
А ведь «на контроле» Малкова находится еще и оперштаб, созданный в Рязанской области после введения так называемого режима повышенной готовности. Только об этом штабе в момент действительно серьезного ЧП вообще ничего не было слышно.
Зачем в таком случае нужна эта глухонемая инстанция, если она даже оповещение наладить не в силах?
Неудобные вопросы с налетом секретности
Есть ли у Рязани какое-то прикрытие с воздуха? Любители экстремального туризма любят посещать заброшенные еще с 90-х годов позиции зенитно-ракетного комплекса С-200 около сел Дашки-2 и Малинищи. Когда-то это была часть ближнего пояса противовоздушной обороны Москвы. Сегодня он проходит в другом месте.
В любом случае, небо над городом должно прикрываться какими-то силами и средствами. В Рязани почти два десятка военных предприятий, запасы топлива, есть склады с химическими веществами, например, с удобрениями. Нефтезавод.
Есть ли куда укрыться в случае чрезвычайных ситуаций горожанам? В советское время работники любого предприятия, да даже школьники знали, какое бомбоубежище их ожидает. Сегодня такая информация засекречена.
ЧП на авиабазе «Дягилево» оставляет массу вопросов, ответов на которые может и не появиться.
ЭКСПЕРТНЫЕ ГАДАНИЯ
Фото: topwar.ru
Эксперты разных мастей быстро предположили, что по аэродрому в Энгельсе и, возможно, в Рязани тоже, удар был нанесен беспилотным летательным аппаратом Ту-141 «Стриж» (на фото).
Получается, что беспилотники преодолели порядка 570-700 км над территорией России, и ПВО их не заметила. На эту странность указывают противники приведенной версии. Так, экс-начальник зенитных ракетных войск Командования специального назначения (бывший Московский округ ПВО) Сергей Хатылев пояснил «МК», что преодолеть такое расстояние могли бы только тяжелые беспилотники большой продолжительности и дальности полета. Но они еще на подлете к нашим границам были бы видны на радарах комплексов ПВО. По словам Хатылева, как раз небольшой квадрокоптер и можно запустить за полтора километра от аэродрома, «предварительно подцепив к нему примитивный боеприпас».
Кстати, в случае не сбития ПВО, а нормального приземления, беспилотник Ту-141 снижается с помощью парашютной системы. Но цел он или нет, и был ли вообще – мы точно не узнаем.
«ВСЯКИЕ СЛУЧАИ У НАС ТУТ БЫЛИ»
Что говорят о ЧП жители военного городка
Аэродром в Дягилеве – это всего лишь часть сложившейся на окраине Рязани авиабазы. Помимо взлетно-посадочных полос и прилагающейся к ним инфраструктуры, недалеко стоят топливные резервуары, со стороны города подходят электрические кабели. На северо-западе расположена зона технического обслуживания – 360-й авиаремонтный завод. Все это живет вместе как один организм. Тут самолеты ремонтируются, там заправляются, здесь летают, там пилотов и штурманов учат, а вот тут живут авиаторы со своими семьями.
Говорят, что население военного городка, до начала 1990-х отделенного от Рязани контрольно-пропускными пунктами, составляет около четырех тысяч человек. В тех самых КПП уже давно работают магазины и кофе-бары. Пространство вокруг памятников самолетам и летчикам каждое лето зарастает буйной зеленью. Но все выше, выше и выше стремится полет настоящих стальных птиц. Если в 1995 году с аэродрома было совершено всего около полутора сотен вылетов (один полет в два дня), то сегодня жители Приокского поселка и микрорайона Канищево не дадут соврать: гул с неба разносится над их домами по несколько раз за сутки, в том числе и ночью.
– Всякие случаи у нас тут были, – рассказывают жители улицы Белякова, названной в честь легендарного штурмана на самолете Чкалова. – Случалось, что с садящегося самолета много керосина сбрасывали, так что потом по поселку речка с запахом нефтепродукта текла.
– В понедельник утром взрыв был такой, что стекла в квартирах задрожали, – вспоминают люди в магазине. – Сквозь деревья некоторые увидели, как на аэродроме словно солнце взошло, а потом погасло. Чуть попозже сирены… сирены… и проехали мимо одна за другой с перерывами четыре «скорые помощи». Уже потом, когда светло было, к КПП подъехала машина с надписью, что это какая-то «лаборатория».
Выйдя из КПП военной части, один из военнослужащих начал разговаривать по мобильному телефону с родными или друзьями – и сообщил, что у него поменялся график дежурств на весь декабрь.
– Теперь никуда не смогу поехать! – эмоционально жаловался он.
Но какой-то особый режим на аэродроме, видимо, не ввели, так как военные из обслуживающего персонала ходили свободно по магазинам, а люди в форме летчиков садились в общественный транспорт и уезжали в центр Рязани.
Работники 360-го авиазавода, чья проходная находится в 30 метрах от конечной остановки троллейбуса 1-го маршрута, в день трагедии говорили, что толком еще не знают о случившемся:
– Что-то там взорвалось. Говорят, что самолету потребуется ремонт, но у нас на заводе никаких работ не было. Говорят, кого-то из наших вызывали на аэродром. Но что там было, мы не знаем.
ДЕВУШКИ ПРОТИВ ЛЮФТВАФФЕ
Как боролись с налетами немецкой авиации 80 лет назад
Со времени последнего удара с воздуха по Рязани прошло почти 80 лет – налеты немецкой люфтваффе отмечаются только до 1943 года.
Во время Великой Отечественной первый налет на Рязань был в сентябре 1941 года, когда немецкие танки еще не вошли в Орел. Потом они участились. Гитлеровские летчики бомбили прежде всего железнодорожный вокзал (две бомбы в него попали – одна в здание вокзала, а вторая в башню, откуда паровозы заправляли водой), пехотное училище на улице Каляева (в люфтваффе не знали, что оно эвакуировано) и несколько военных объектов – например, завод «Сельмаш», превращенный в производство снарядов. На немецком фото 1942 года кружочком обведена электроподстанция поблизости от Тюремного замка (на нынешней улице Типанова).
Отразить немецкие полеты старался зенитный артиллерийский дивизион, составленный из девушек-добровольцев Рязанской, Владимирской и Горьковской областей.
Германская авиация совершала налеты на город почти каждый вечер. Гул самолетов раздавался с запада около 23 часов.
Отдельные падения бомб оставили глубокий след в народной памяти. Так, например, в первых числах ноября 1941 года недалеко от Центрального рынка фугас попал в укрытие, где прятались от бомбежки воспитательницы с детьми из детского сада, находящегося на улице Кудрявцева. Погибли десять человек, из них – шесть малышей.
На город могли посыпаться не осколочные, а зажигательные бомбы – в расчете на массовые пожары деревянных домов. Такие дежурившие на крышах рязанцы старались сбросить вниз, в сугробы снега, или забросать прямо на крыше ведрами припасенного для этого песка.
Сбить над Рязанью за 1941-43 годы удалось, судя по донесениям, два вражеских самолета. Правда, еще один загорелся и ушел за горизонт, но упал ли, наблюдатели не увидели.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Родные простились с погибшими на аэродроме «Дягилево»
Подписывайтесь на телегу «Новой», чтобы наши новости сами находили вас