Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№08 от 9 марта 2023 г.
Свежие новости
Железнодорожный финт
Ради строительства микрорайона в Борках застройщик использует обходные пути

Попытки общественников выяснить законность приватизации крупного промышленного объекта уже не просто игнорируют. Над ними откровенно насмехаются. Речь снова о рязанском шпалопропиточном заводе, на месте которого компания «Зеленый сад» не теряет надежды возвести микрорайон. Только на этот раз отличились не чиновники, потворствующие застройщику, а представители надзорного органа.


После ликвидации ж/д подъезда к производственной площадке ее промышленный потенциал будет сведен к нулю

Напомним предысторию. Участок в микрорайоне Борки хочет заполнить многоэтажками вышеупомянутая компания. Мэрия ей в этом открыто и активно помогает – мы описывали ситуацию неоднократно, например, в материале «Градомолчальники». Собственно, такая неразборчивость в связях уже привела горадминистрацию к уголовному делу, подробнее о котором ниже.

Владеет же участком бизнесмен и одновременно уполномоченный по защите прав предпринимателей в Рязанской области Михаил Пронин – его семье принадлежит и завод, и земля под предприятием. Когда этот промышленный объект был еще государственным, им руководил все тот же Пронин.

Прокурорские казусы

К заводу подведены железнодорожные пути, которые проходят и по его территории. По закону землей под рельсами и шпалами ведает РЖД, а не частный бизнес. Так повелось со времен перехода на рыночные отношения: ветки, построенные на предприятиях в годы советской власти, при переходе заводов в частную собственность не включались в активы новых владельцев. А значит…


Железная дорога на шпалозаводе – огромный плюс промзоны. Был. Источник: vk.com/voopik_rzn

«Земельные участки в границах полосы отвода железных дорог, занимаемые объектами недвижимого имущества ОАО «РЖД» являются собственностью Российской Федерации», – такое уточнение нашли на сайте компании члены Рязанского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК).

Если часть земли под шпалозаводом принадлежит РФ, каким способом эти участки и само предприятие приватизировали? Общественник Михаил Пинигин уверен, что неправомерным. С просьбой проверить законность перевода когда-то государственного шпалозавода в частные руки он в середине декабря и пришел к главе регионального управления Следкома Владимиру Никешкину. А следующей же ночью машину активиста – новенькую, только купленную «Ладу» – облили кислотой, которая разъела до металла 13 кузовных элементов.


Генерал-лейтенант юстиции Владимир Никешкин. Источник: соцсети


Машина Пинигина стояла около его дома. Неизвестный изуродовал авто в 2.40 ночи. Источник: vk.com/voopik_rzn

 – Обращение Пинигина Следком без рассмотрения (!) переслал в прокуратуру области. Та переправила его в областное министерство имущественных и земельных отношений, хотя речь идет о федеральной, а не региональной собственности, – отмечают в ВООПИиК. – Но Минимущества письмо из прокуратуры так и не получило: вместо адреса министерства в центре Рязани прокурорские работники направили обращение гражданского активиста в село Тюшево Рязанского района. Оно пришло соседям Михаила Пинигина, который прописан в этом населенном пункте.

Перепутать цифры в номере дома можно случайно. Но полностью написать не тот адрес (начиная с района, вместо Рязани) – многовато для случайности.


То самое письмо в Минимущество. В красной рамке адрес, на который его «переселил» надзорный орган. Источник: vk.com/voopik_rzn

– В транспортную прокуратуру, которая надзирает за законностью на объектах железнодорожного транспорта, руководство облпрокуратуры запрос Пинигина направлять не стало, – сообщили в ВООПИиК.

В случае, если письмо попало бы в указанное ведомство, оно должно было выяснить, законной ли была приватизация. И в случае отрицательного ответа через суд вернуть участки под ж/д путями в собственность РФ.

После всех этих метаний, видя, что его обращение региональные надзорные органы игнорируют, Михаил Пинигин отправил письмо в Москву – в правоохранительные органы федерального уровня.

Достаточно убрать рельсы

В это же время странности происходят и со шпалозаводом. Вернее, с участком, расположенным рядом с предприятием. Здесь находится ж/д ветка деревообрабатывающего производства.

В РЖД внезапно про нее вспомнили (или кто-то подсказал). В начале марта компания опубликовала на своем сайте предложение о продаже «подъездных путей ст. «Рязань-1» протяженностью более 1,3 км. Эта длина – сумма из нескольких небольших отрезков, из которых и состоит разветвленный ж/д подход к шпалозаводу со стороны лесопилки. Объект оценили почти в 23 млн рублей.

Но продавать землю под ж/д путями закон не разрешает, о чем сказано выше. Выход нашли: в объявлении указано, что участок передадут покупателю в субаренду по льготной ставке.

Вопрос – кому нужен кусок заброшенной железной дороги, соседствующий с заглохшим предприятием практически в центре города?

Этот кто-то указан в начале материала. Один такой кусок «Зеленый сад» уже пытается освоить. А появление информации о продаже подъезда со станции «Рязань-1» означает, что застройщик планирует использовать эту территорию для нового микрорайона.

Но пока на указанном участке есть железная дорога, здесь действуют правила санитарно-защитной зоны – в ней строить жилье нельзя. Ровно те же ограничения работают и на шпалозаводе. Несмотря на запрет, мэрия практически дала добро на застройку, что стало одним из оснований для уголовного дела, о котором мы писали вначале.

– Дело возбуждено в отношении должностных лиц администрации Рязани по статье 293 УК РФ «Халатность», – сообщали градозащитники еще в феврале. – Предварительно установлено, что чиновники допустили нарушение норм действующего законодательства при подготовке и принятии решения о переводе под среднеэтажную застройку бывшей промышленной площадки.

Если рельсы здесь снимут (а их наличие после «продажи» РЖД вряд ли станет проверять), для разбирательства со стороны Следкома поводов будет меньше. Так что снова вся надежда на федералов. И на общественников, продолжающих борьбу, несмотря на бездействие власть имущих.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Работу главного рязанского следователя Владимира Никешкина проверит Следком РФ. Служебная проверка назначена «в связи с имеющимися системными недочетами в работе подразделения». Конкретные причины не названы, но прошлой осенью глава ведомства Александр Бастрыкин велел проанализировать законность планов по строительству микрорайона в Борках. Собственно, после выполнения этого поручения и появилось уголовное дело по статье «Халатность» – до окрика из Москвы рязанские следователи нарушений в девелоперских изысканиях не видели. Как отмечают эксперты, сотрудничающие с «Новой», подобная проверка работы Никешкина с большой долей вероятности означает его скорую отставку.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Жилой комплекс «Токсичный»


Раздвоение омбудсмена

 

 

Подписывайтесь на телегу «Новой», чтобы наши новости сами находили вас

Наталья Поддубная