Прошел месяц с того дня, как 10 мая президент России Владимир Путин принял отставку губернатора Рязанской области Николая Любимова и назначил временно исполняющим обязанности главы региона Павла Малкова.
Благодаря главу государства за оказанное доверие, руководитель Росстата пообещал за месяц разобраться в рязанских проблемах и подготовить стратегию развития региона.
31 день промчался быстро. Павел Викторович подошел к процессу изучения Рязанской области несколько необычно. Отсутствие жестких кадровых чисток мы расцениваем как попытку бесконфликтно влиться в новый коллектив. Нежелание господина Малкова рубить сук, на который его посадили, объясняется пока так: пусть уж будет та команда, что досталась в наследство от предшественника, чем ничего.
Японские параллели
По итогам своего первого рейда по Рязани врио губернатора Павел Малков шокировал журналистов заявлением о том, что особых проблем с рязанскими дорогами он не заметил. А он точно по Рязани катался? Поначалу это стало поводом для шуток, но со временем смысл его заявления начал проясняться.
Тут вспоминается старый анекдот.
Приехала японская делегация в Россию. Везде их возят, все показывают. Привезли на телевизионный завод: вот, мол, смотрите, какие у нас телевизоры, знак качества! Они посмотрели и говорят: а вот дети у вас красивые. Наши пожали плечами (ну, может, традиция у них такая). Дальше – на тракторном заводе. Вот какие у нас трактора, сеялки – мощные, габаритные, на весь Союз работаем. Японцы опять: а вот дети у вас хорошие. Повели их на стройку – вот, мол, какие у нас дома крутые – панельные, новая разработка. А японцы все свое: а вот дети у вас красивые. Наши начали возмущаться: мы вам показываем наши достижения, можно сказать, государственную тайну открываем, а вы все про детей. Ну при чем тут дети?!! Японцы отвечают – да все, что вы руками делаете, – слова доброго не стоит, а вот дети у вас красивые.
Первые разносы
Кроме рейда по дорогам Павел Малков посетил несколько рязанских муниципалитетов, побывал на строительстве социальных объектов и публично озвучил свои выводы. Последний из них, например, касался рязанского здравоохранения.
Врио губернатора отметил, что в настоящее время в основном приходится работать в так называемом «пожарном режиме». «Пока не вижу системного подхода, – заявил Павел Викторович на встрече с депутатом Госдумы Дмитрием Хубезовым. – Хотелось бы видеть его в работе по профилактике и раннему выявлению заболеваний, сохранению общественного здоровья».
Посетив «Сосновый бор», он отметил, что санаторий находится в прекрасном месте, однако реконструкция далека от завершения, а качество работ «местами оставляет желать много лучшего». Также Малков не увидел внятной концепции работы учреждения и финансовой модели, по которой оно функционирует.
Санаторий сейчас
Но сделал ли выводы по итогам первых разносов зампред областного правительства по социальной сфере Валерий Емец?
Свою оценку по поводу привлечения инвестиций в рязанский бюджет врио губернатора публично не высказывал. Но заявил, что с инвесторами будет работать лично.
По поводу успехов рязанского сельского хозяйства ситуация выглядит неоднозначно. В регионе полным ходом шла посевная, и врио губернатора не отвлекал от работы своего аграрного заместителя Дмитрия Филиппова. Однако встретился со студенческими стройотрядами и направил их, с его же слов, помогать в уборке урожая. Либо в начале июня уже уродился какой-то урожай, либо глава заранее знал, что к осени без помощи студентов аграрии сами с его уборкой не справятся.
Заместительная терапия
Ни о каком понимании стратегии развития региона, похоже, речи уже не идет. Но ознакомительный месяц показал, что проблемы новый глава региона нашел во всех без исключения сферах деятельности рязанского правительства. Что, наверное, не так удивительно. Иначе не потребовалась бы досрочная отставка бывшего губернатора. Единственное, что проблемы эти разного масштаба. И теперь не так комично, как ранее, выглядит заявление об относительно нормальных рязанских дорогах.
Эта фраза бывшего главного статистика страны немного созвучна оценке японцев про хороших детей. То есть на фоне разваленной социальной сферы, исторически проблемного экономического блока и неэффективной рязанской внутренней политики даже те дороги, которые есть, можно назвать относительно нормальными. Относительно всего остального. Все познается в сравнении. Три волоса – это на голове мало. А в тарелке супа уже много.
Никто не сможет сказать, что рязанские дороги идеальные. Но если посмотреть на катастрофическую ситуацию в рязанской соцсфере вообще и вокруг социальных объектов, которые посетил губернатор лично, – затянувшееся строительство онкодиспансера и реконструкцию санатория «Сосновый бор», то по дорогам можно хотя бы ездить. А эти объекты так и не запущены. Не говоря уже про рухнувший потолок в школе № 28 и проваленную заявку на новое строительство по концессии.
Если проанализировать выбор главой региона объектов для личного посещения, то закрадывается подозрение, что он как бы дублирует работу своих заместителей по социальной сфере и внутренней политике. Либо он собирается работать за себя «и того парня», вникая в сферы ответственности своих слабых заместителей. Либо изучает досконально сферу их ответственности, чтобы подбирать на их место новых руководителей, оптимально подходящих под решение конкретных задач.
Тут интересно отметить, что после интенсивного общения первых дней с заместителем губернатора, курирующим ЖКХ, транспорт и строительный комплекс Евгением Беленецким, Павел Малков больше не вторгается в зону его ответственности. И как бы доверяет ему самостоятельно исполнять свои обязанности, в отличие от ряда других заместителей губернатора.
Говорящие плакаты
Этот факт заметили не только мы, но и те, кто по разным причинам видит на должности Евгения Беленецкого кого-то другого. Наиболее наглядно это проявилось во время проведения митинга противников строительства песчаного карьера возле сел Заокское и Коростово, который прошел 2 июня около памятника советско-польскому братству по оружию в микрорайоне Приокский. Люди протестовали против перевода огромного куска ценных сельхозугодий в промзону и рытья карьера в пойме Оки. Собралось под двести человек: многие приехали из тех самых сел, присоединились и жители микрорайона, гуляющие в это время в городском парке.
Собравшиеся держали самодельные плакаты с требованиями защитить малый бизнес, то есть фермеров с коровами, производящих молоко, не допустить экологической катастрофы и уважать мнение населения при составлении проектов. Это же и было написано на принесенных ими самодельных плакатах: «Заокское – сила!», «Защитим нашу малую родину!», «Нет карьеру около наших домов!», «Защитите наши заливные луга», «Не губите наш дом!».
Источник фото:ya62.ru
Но неожиданно присоединившиеся к митингующим сторонние активисты развернули огромный транспарант с требованием отставки Романа Шашкина и Евгения Беленецкого. Подпись главного областного архитектора Шашкина стоит под документом о переводе земель около села Заокское из категории сельхозназначения в промышленную, что и дает возможность разрабатывать там карьер вместо выпаса коров. Так что появление этой фамилии на самом крупном транспаранте митинга вполне объяснимо. Но не совсем понятно, при чем тут Беленецкий. Да, он формально является руководителем Шашкина в областном правительстве. Однако любой знакомый с системой регионального управления знает, что в данной ситуации главный архитектор выполнял приказ губернатора. Ну, в крайнем случае, вице-губернатора. Но только в тот период, когда в Рязанской области обладатель этой должности по влиятельности превосходил главу региона. Без тандема Любимов-Греков, которые четыре года находились во главе нашей области, даже при очень сильном желании и мотивации, замгубернатора Беленецкий не мог бы самолично решить вопрос с разрешением или запретом разработки этого карьера. Особенно на фоне длительного народного протеста.
Относительно фамилии замгубернатора на транспаранте, который, кстати, сразу превратил митинг в политический, эксперты озвучивают несколько версий.
Заместителя губернатора могла подвести его публичная известность. Мало кто в Рязани знает, что кабинетный бюрократ Шашкин – это не бывший мэр Шишов. Требование же примкнувших к митингу воопииковских активистов должно быть понятным максимальному числу жителей, поэтому в список «отставников» они включили фамилию зама губернатора, которая на слуху и формально связана с первой. Не требовать же им отставки ушедшего Любимова?
Однако рассматривается и версия о том, что таким образом под прикрытием митинга пытались свести счеты с Беленецким те, кому он мог мешать в реализации коммерческих проектов. В соцсетях написали, что помимо жителей двух пострадавших сел на митинге заметили вроде бы работников шпалопропиточного завода, которых якобы подвозили туда централизованно. А совсем недавно, на отчете региональных министров, заместитель председателя рязанского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Игорь Кочетков озвучил обвинения в адрес рязанского бизнес-омбудсмена Михаила Пронина. По его мнению, уполномоченный оказывает давление на разработчиков охранных зон Рязанского кремля в интересах застройки жилыми высотками территории шпалопропиточного завода. Интересы этого предприятия господину Пронину совсем не чужды.
По комплексному проекту строительства карьера в Заокском предполагается, что песок будет на баржах переправляться через Оку и перегружаться в автомобильный и железнодорожный транспорт. Перегрузка предусмотрена проектом буквально в сотне метров от будущих «элитных» высоток, которые планируют построить на месте шпалозавода. Нетрудно догадаться, что круглосуточный грохот погрузчиков и непрерывный поток большегрузов и вагонов с песком под окнами «элитного» жилья резко сократит число потенциальных покупателей. То есть экономическим интересам застройщика и собственника земли напрямую угрожает будущий карьер. К тому же Беленецкий, помимо всего прочего, не замечен в поддержке ликвидации шпалозавода ради застройки. То есть приобретает ресурсных противников в лице застройщика.
Звучит и третья версия, предполагающая желание реванша от некогда значимых ростовских фигур и группировок в областном правительстве. Но это тема отдельного детального исследования.
Пока же можно констатировать тот факт, что ознакомительный месяц у врио губернатора прошел насыщенно. Этому поспособствовала и активизация внутриполитической обстановки в регионе. Не сомневаемся в том, что первые выводы Павел Малков уже сделал. Не уверены в том, что он их озвучит кому-то, кроме кураторов в администрации президента. Но предполагаем, что завершение месяца, прозванного в Рязани «мораторием на увольнения», переключит главу региона из режима созерцания и изучения инструкции к практической работе. В том числе и к прагматичной оптимизации доставшейся ему в наследство команды.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Ужасная карма Рязани: по приезду нового главы региона умирает высокопоставленный чиновник