5 мая 2023-го случилось то, что должно было произойти годами раньше: глава Следкома РФ Александр Бастрыкин поручил возбудить уголовное дело «по информации о нарушении прав жителей д. Турлатово Рязанской области на благоприятную окружающую среду». Эта новость, пожалуй, стала одной из самых популярных в региональной повестке прошлой недели.
Александр Бастрыкин. Фото: rg62.info
Активность Следственного комитета за последние месяцы существенно возросла. Ведомство ежедневно публикует новости об указаниях возбудить уголовные дела или начать проверки по поручению главы комитета Бастрыкина. Только с 1 по 7 мая объявлено о четырех (!) поручениях по нашему региону. Среди них – разобраться с загрязнением воздуха в ближайшем пригороде Рязани – деревне Турлатово, о котором «Новая» писала совсем недавно – в материале «Задыхаются со связанными руками». В сообщении Следкома о возбуждении дела немало конкретики. «Местные жители массово жалуются на загрязнение воздуха и едкий запах, в связи с чем они регулярно обращаются за медицинской помощью. У людей обостряются хронические заболевания, школьники не посещают учебные заведения из-за симптомов отравления, отеков и аллергии, – говорится в официальном релизе. – Граждане связывают это с работой завода «Технониколь», осуществляющего производство продукции из каменной ваты без соответствующих фильтров».
В сообщении ведомства открыто фигурирует название предприятия загрязнителя. Экоактивисты считают заявление Следственного комитета огромным прорывом в борьбе за защиту прав граждан. Ведь, несмотря на постоянные жалобы, Следком отравленным воздухом Рязани ранее не занимался.
Вход на «Технониколь» в Восточном промузле Рязани. С вредными выбросами сотрудников тут борются с помощью курилки а-ля «сделано в Британии»
Задержите дыхание
Почему вдруг взялся? По мнению руководителя рязанской общественной организации «Дышим чистым» Александра Суфрановича, одна из причин – системное невыполнение заявленных обязательств. Другими словами: различные ведомства постоянно что-то обещают, но ситуация с воздухом в городе не меняется – жалобы как шли, так и идут.
Лишь летом 2021-го федеральный Росприроднадзор провел массовые внеплановые проверки на рязанских предприятиях. Самыми впечатляющими были результаты по заводу «Техно», производящему тепло- и звукоизоляционную продукцию. «Итог: выявленные превышения выбросов, недостоверные данные, нарушение правил эксплуатации, неготовность к неблагоприятным метеоусловиям», – написала руководитель Росприроднадзора Светлана Родионова на личной странице.
– В Рязани цена квадратного метра жилья приближается к ста тысячам рублей, а в центре она уже перевалила эту отметку. Да тут не то что квартиры покупать, отсюда бежать надо! – недоумевают читатели рязанской «Новой» из Турлатова, с которыми мы постоянно на связи.
– Готовы направить в суд материалы для приостановки деятельности компании, – обнадежила глава федерального Росприроднадзора Светлана Радионова.
И что дальше?
– А ничего. Наш региональный Росприроднадзор проиграл все суды [ООО «Завод Техно», – ред.] – на этом всё остановилось. Они просто «слили» все достижения федералов, – уверен Суфранович. – То есть мы видим разрыв между интересами федерального центра и уровнем регионального контроля, ведь ни одного эффективного решения не последовало.
Обещать – не значит встретиться
Итак, надзорный орган в судах заводу «Техно» проиграл. Но есть же и исполнительная власть: при качественном контроле с ее стороны, а значит, мощной доказательной базе можно инициировать такие суды снова и снова и заставить завод (или заводы) уменьшать выбросы, в том числе за счет установки дорогих фильтров.
С вопросом о контроле за выбросами промышленных предприятий – и в воду, и в воздух – главред Рязанского бюро «Новой» Алексей Фролов обратился к губернатору на пресс-конференции осенью 2022 года.
– По всем этим направлениям работа сейчас будет вестись. Все это мы делать будем, но это вопрос точно не одной недели, – ответил Павел Малков. – Нет волшебного решения – просто поставить датчики. Нужно определить эти самые датчики – какие они должны быть, чтобы соответствовали всем требованиям.
Тогда же глава региона пообещал встретиться с представителями СМИ и обсудить экологическую тему и план работы, когда тот «обретет определенные очертания». И заверил, что это «точно не больше двух месяцев, в этом году в любом случае».
Итог: прошло семь месяцев, а встреча с журналистами так и не состоялась. Что касается датчиков для проверки воздуха, то тендер на них объявили в марте, поставить оборудование должны в начале лета. Удовольствие обойдется бюджету в 44 млн рублей. Только не факт, что от него будет прок.
– Это датчики, необходимые взамен нынешних на время их поверки. Она проходит регулярно и длится долго, так что новое оборудование призвано обеспечить непрерывный мониторинг, – пояснил Александр Суфранович. – Но ведь речь о постах контроля в городе! Даже если зафиксировали превышение у больницы №11 или около кремля – непонятно же, откуда прилетело.
Для поимки нарушителей эко-активисты предлагают создать локальную сеть из датчиков на границах санитарно-защитных зон промышленных предприятий. Зафиксировали рядом с конкретным заводом превышение, когда ветер дул от него к городу? Значит, производство под подозрением. И надо сразу туда направить проверку.
– Мы просили всего около десяти миллионов на создание этой сети, чтобы четко знать – откуда прилетело. Но чиновники говорят: «А вдруг будет неэффективно?» То есть они боятся, что эти десять миллионов потратят зря, – пояснил Суфранович. – И ведь законодательно ничего менять для создания такой сети не надо – бери да ставь. Что уже сделали в Москве, Челябинске, Башкирии.
У нас же, повторим, проверять воздух постоянно – то есть на стационарных постах – продолжают лишь в самом городе, с окраин которого несется очередной вопль отчаяния.
Рыбный ад
«На Мехзаводе совершенно нечем дышать! Резкий химический запах, першит в горле и слезятся глаза... – написала Оксана Прошакова в группе «Рязань ВКонтакте» 7 мая. – Что за производство находится на бывшем Торфмаше? Что там плавят или жгут?! Когда прекратятся издевательства над людьми? У каждого пятого онкология, на улицу выйти невозможно!»
Девушке ответили здесь же – в комментариях.
«На керамзаводе открыто производство, которое травит Октябрьский городок ацетоном. А также цех по копчению. Удушающий запах дыма и рыбы», – пояснила рязанка Наталья Павлова. Таких кустарных производств, нацеленных на получение прибыли в обход всего действующего законодательства, в том числе и экологического, по городу и области сотни. Кроме того, в каждом гаражном кооперативе «предприимчивые» председатели организуют места несанкционированного сжигания мусора, что значительно ухудшает экологическую обстановку.
По мнению известного общественного деятеля Рязани биолога Андрея Петруцкого, искать источник запаха копчения нужно среди производителей шпрот. Как ни удивительно, но это очень развитое в нашем городе производство. Коптят привезенную рыбу, разумеется.
– Копоть и сажа, сопутствующие копчению (то есть продукты сгорания газа, как и выхлопы из машины), – это бензпирен. Самый страшный канцероген. Дело в том, что мы его не чуем, а уже тысячные доли грамма опасны для жизни, – пояснил «Новой» Андрей Александрович. – Если бы на этих производствах были трубы высотой в сто метров, то все бы уходило далеко, но ведь они на уровне 1-2 этажа – все это стелется по земле.
По словам Петруцкого, искать предприятия по производству шпрот долго и не нужно – они базируются в Южном промузле. Хотя в черте города их вообще не должно быть.
Что касается завода «Техно», то он более других выбрасывает в воздух формальдегид и фенол. По ним Петруцкий пояснил следующее.
– Формальдегид – это формалин, которым обрабатывают трупы. В нем ничего не живет – он убивает все живое. И людей, и животных, и микробы. Накапливается в легких, начинаются пневмонии, бронхиты – люди даже не понимают, почему у них горло болит. А фенол – это карболка, которой травят тараканов. Абсолютно вредный химикат, у которого есть запах. И он, попадая в кровь, отравляет все.
Вот так два общественника лаконично объясняют ситуацию и способы выхода из нее. Тем временем в облправительстве, повторим, пошел восьмой месяц раздумий только над «планом работы».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Экспресс-правосудие с запахом фенола