17 августа исполнилось 100 дней работы Павла Малкова на посту временно исполняющего обязанности рязанского губернатора. Четырнадцати с лишним недель оказалось слишком мало, чтобы составить даже поверхностное представление о человеке, которого из уютного кресла в Росстате неожиданного для него самого перебросили руководить далеко не самым процветающим регионом.
Ссыльный ход
Если говорить о зарплате, то доход у Павла Викторовича на новом месте снизился почти вдвое, а значит, чиновник вроде бы пошел на понижение, отправившись в своеобразную ссылку.
С другой стороны, статус почти полноправного губернатора, члена Госсовета и получателя многомиллионных федеральных траншей на развитие вверенного ему хозяйства площадью 39 605 квадратных километров дает массу заманчивых возможностей. Например, перспективу приобретения новых связей и при оптимистичном сценарии трамплин для возвращения на федеральный уровень, но в более престижном качестве – сенатором в Совет Федерации или обладателем министерского портфеля.
Врио Малкову по-прежнему не хватает публичности, поэтому про личность руководителя регионом рязанцы почти ничего не знают. Мало что приоткрыла и его первая пресс-конференция.
Около руля
За 100 дней правления Малков запомнился рязанцам своим внушительным ростом (196 сантиметров), онлайн-общением с жителями области, наполненным обещаниями взять сотни вопросов под личный контроль, и слабым знанием географии региона. Ничего экстраординарного и прорывного он пока не совершил, но Павел Викторович – отнюдь не революционер, а функционер. Получивший от Путина ярлык на рулежку дотационным регионом где-то к юго-востоку от Москвы.
В одиночку справиться с управлением областью не под силу даже такому внешне фактурному чиновнику, как Малков. Но, находясь три с лишним месяца в Рязани, Павел Викторович до сих пор не освоился в новой ипостаси. С командой прежнего губернатора Любимова врио почувствовал себя в изоляции. Подчиненные вроде бы неплохо знают региональное хозяйство, понимают остроту экономических и экологических проблем и местами способны предложить варианты решения. Но... всё не то и всё не так.
Волшебный шлюз
Малков быстро нашел способ заполнить раздражающий вакуум – врио открыл какой-то волшебный шлюз, и в Рязанскую область хлынули бывшие сотрудники Росстата, причем все они по какому-то загадочному совпадению имеют саратовские корни. Ростовских (во власти) меняют на росстатовских, калужских - на уроженцев Саратова.
Экс-рентгенолог Бранов стал вице-губернатором и куратором всей строительной, энергетической и коммунальной сферы. Специалист по статистическому учету Швакова возглавила представительство региона в Москве, а чуть позже ей добавили функционала, и теперь 46-летняя чиновница регулирует отношения районных князьков с мусорным оператором, может учреждать фирмы в рамках подведомственной деятельности и даже займется тарифной политикой и взаимоотношениями с ресурсоснабжающими организациями, включая такую конфликтную для Рязани нишу, как энергетика.
А чтобы еще эффективнее рулить областью, срочно понадобился новый начальник гаража облправительства. Павел Викторович послушал пространство и понял, что лучшей кандидатуры на эту стратегическую должность, чем бывший саратовский овцевод Максим Туркин, который тоже при Малкове работал в Росстате, просто не найти.
Насколько у Малкова острый нюх на кадры, мы узнаем чуть позже, но уже сейчас понятно, что нос врио почти не улавливает смрадных запахов, периодически витающих над Рязанью. Жалобы на зловоние, конечно, долетают до первого лица области, но реагирует он на них пока осторожно. Мол, нельзя назначить единственного ответственного за экологические бедствия, в ситуации надо разбираться последовательно. Да и не было еще такого в рязанской истории, чтобы кто-то из чиновников при соприкосновении с грязными производствами не боялся подпортить свой стильный наряд.
Проблема врио отнюдь не в обонянии, а в обаянии, или, как говорят политологи, в харизме. В Малкове нет ни разудалости Георгия Шпака, ни властного напора Олега Ковалева, ни раскрепощенности Николая Любимова. Сперва казалось, что экс-главе Росстата скучно на рязанской земле, ему гораздо легче пересчитывать в уме многозначные числа, чем начать считать новый регион своим. На посвященной ста дням пресс-конференции 42-летний саратовец уже вовсю сыпал притяжательными местоимениями: если регион – то «наш», если команда – то «своя».
Искренне ли рад Малков переселению в губернаторское кресло? Сейчас уже сложно сказать, глядя на его поведение. И это, пожалуй, первый серьезный плюс его политтехнологов. Они сейчас вовсю лепят из будущего губернатора дельного рязанского парня, постоянно подбирая все новые сорта глины. Натурщик источает энергию (но не оптимизм), демонстрирует уверенность в себе и вовлеченность в процесс.
Но ваятели скоро покинут регион, и на плечи двухметрового "атланта" возляжет не только золотая «иннаугурационная» губернаторская цепь. Хорошо, если на пять лет.