Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№35 от 22 сентября 2022 г.
«Больно за русского учителя, стыдно за управленцев»
Художник-педагог, Почётный работник народного просвещения Александр Бабий – об образцовом директоре, дерзких экспериментах и деградации школьного образования

Заседание педагогического Совета в средней школе №20. Мне двадцать три года. Характер неуёмный, излишне суетливый. В среде опытных коллег, которые проводили свои уроки в жёстких рамках советской педагогики мои занятия поначалу воспринимались ими с таким недоумением, что особо ретивая защитница консервативных традиций допекла своими претензиями директора настолько, что он был вынужден собрать учителей для открытого разговора.

Рискованные решения

Но, до чего же был умён и велик в своей любви к школе Сергей Иванович Кабанов! При этом он владел особым даром сохранять в коллективе атмосферу строгой дисциплины и абсолютной свободы педагогического творчества. Не зря же преподаватель художественного училища

Николай Сергеевич Денисов в своих дневниках оставил о нём такую запись: «… директорский корпус нуждается в серьёзном критическом анализе своего отношения к самой идее школы…. Именно директор помогает сохранять в коллективе тепло межличностных отношений. Примером может служить директор двадцатой школы.

Он создал все условия для успешной работы нашему выпускнику, инициативному художнику-педагогу Бабию Александру». Николай Сергеевич Денисов был очень внимательным педагогом. Помню его отеческую заботу не только во время практики, но и в первые годы моей работы учителем. Директор Кабанов, поощрявший все мои профессиональные «нелепости», вызывал у Николая Сергеевича искреннее восхищение. Например: в кабинете черчения без проволочек была заменена традиционная чёрная классная доска на трёхметровый кусок линолеума, окрашенного в тёмно-зелёный(!) цвет. Увеличенный размер доски позволил свободно размещать на ней необходимое количество крупных изображений и надписей. Мягкий тёмно-зелёный цвет для глаз намного полезнее чем чёрный.

Редкое качество руководителя – способность ради пользы общего дела принимать весьма рискованные решения. Однажды, детям пришлось рисовать на больших листах ватмана. Темой урока был рассказ о путешествии Афанасия Никитина за три моря. Большие листы не умещались на партах... Выход был найден учениками: парты сдвинули к стенам, линолеум на полу быстренько протёрли от пыли и… началось подлинное творческое священнодействие!


Ирина Морковкина, 5 класс. «День Победы», 1968 год

О том уроке не раз вспоминал директор сорок седьмой школы Юрий Михайлович Люхин: «Однажды Сергей Иванович Кабанов пригласил своих коллег на открытый урок рисования. Подвёл к классу. Однако, войти в него мы не смогли, поскольку дети рисовали, расположившись на полу. Весь урок наблюдали за ними из коридора. Вскоре многие рисунки того урока были показаны в программе «Время». В рязанском сюжете рассказывали о первой областной выставке детского рисунка в Доме художника».

– Александр Николаевич, принимайте подарок!.. За этим столом сам СалтыковЩедрин работал. – Ошарашивает меня улыбающийся директор.

В кабинет вносят огромные тумбы резного стола с декоративными масками львов.

Конечно же Салтыков-Щедрин за этим столом работать не мог. Стол изготовила московская артель инвалидов, о чём свидетельствовал штемпель на нижней стороне крышки. Но каким же он оказался нужным для класса. Каких только сокровищ не хранилось в его бездонных ящиках. Несколько пачек рисовальной бумаги, коробки с наборами акварельных и гуашевых красок, флаконы цветной туши, коробки цветных карандашей, чертёжные инструменты и готовальни. Кстати, всё это ежегодно приобреталось к началу учебного года из директорского фонда! Такое исключительное внимание к урокам ИЗО среди школ города было редким. Сегодня чудо стол находится в областном художественном музее.

Феномен Кабанова

Но, был ещё один уникальный подарок. По просьбе Сергея Ивановича на одной из кафедр радиотехнического института сконструировали электронный аппарат для проверки знаний по черчению. И всё делалось им не ради удивления кого – либо, но только ради УЧЕНИКОВ!!!

Сергей Иванович ценил и дорожил каждым работником своей школы. Например, дети, видевшие уважение директора к пожилой техничке, безоговорочно принимали все замечания строгой «ночной директрисы». -Так в шутку они называли трудолюбивую женщину.

Не могу не упомянуть ещё один эпизод из жизни Кабанова, поразивший меня своим искренним отношением к учителю. Хотя, поначалу возникнет абсолютно естественный вопрос: «… как же можно мириться с тем, что ученики от своего учителя физкультуры не раз чувствовали лёгкий запах вина»? Зав. гороно Нина Петровна Самсикова решила «навести порядок». Вначале прошла проверка уроков начальной школы. Итоги подводили на педагогическом совете, на котором от большого начальника мы услышали: «Есть сведения о том, что кое-кто позволяет себе появляться среди учеников под хмельком». Зависла пауза. Директор объявил короткий перерыв, а сам пригласил Нину Петровну пройти с ним.

– И вы Александр Николаевич, пройдите с нами. Потом доложите педсовету о том, что придётся увидеть. Поднялись к школьному радиоузлу. Он располагался в крохотной комнатушке под самой крышей. Открыли не запертую дверь.

– Кровать-раскладушка и тумбочка – это всё, чем владеет наш любимый учитель физкультуры. В этих «хоромах» уже много лет живёт педагог, у которого уроки проходят без серьёзных травм. Так что сведения о его появлении на уроках под хмельком всего лишь навет.

После увиденного и услышанного, Нина Петровна покинула школу. Никакие проверки больше не тревожили наш коллектив несколько лет. Высокий авторитет директора стал надёжным оберегом.

Но, возвращусь к заседанию педагогического Совета. – Александр Николаевич, – с интонациями чиновника-формалиста, обращается ко мне директор. – А по-вашему, кто же такой учитель?!

– Тот, кто перед самым отстающим учеником открывает дверь в мир знаний. Кто сам, оставаясь у порога, зорко следит за неуверенно идущим ребёнком, оберегая его от бесчисленных соблазнов, ошибок и грехов. Именно учитель, как никто другой, должен быть рядом. Своим присутствием учитель уже воспитывает. Я сам прошёл в художественном училище эту крепкую русскую школу, которая спасала от греховных соблазнов. Воспитание оказалось намного полезнее «фаршировки» формальными знаниями. Тот, кто учит любить учиться, тот и есть настоящий учитель!


Иллюстрация к русской народной сказке «Гуси-лебеди» 5 класс, 1973 год

Кол по черчению всему классу

Ещё один пример исключительного директорского внимания к работе молодого педагога, его особого уважения к моим решениям.

После того, как я убедился в том, что мои ученики совершенно перестали обращать внимание на оценки, а настойчиво добивались успешного выполнения задания, решился на дерзкий эксперимент. В понимании своих учеников, большинства родителей и в их надёжной поддержке я был уверен. Но реакция коллег могла быть непредсказуемой. В кабинете директора услышал: «Делай что считаешь нужным. Но в случае жёсткой реакции я тебе ничего не разрешал. Важно, чтобы ребятам это принесло пользу».

В одном из классов за вторую четверть по черчению всем без исключения были выставлены единицы. Шок пришлось пережить только тем, для кого учебный процесс не живая, доверительная, активная работа учеников и учителя, но лишь формальное исполнение своих обязанностей. В конце года учебная программа в этом классе была выполнена на «отлично»!


Эскиз изометрической проекции детали (работа выполнена от руки) ученицы 8 класса Мартыновой Н. 1967 год

Над сборочными чертежами штепсельных разъёмов – такое задание дают на третьем курсе художественного училища, работали словно инженеры-конструкторы. Когда в четвёртой четверти стали изучать «Основы строительного черчения» то юношеским фантазиям не было предела. В итоге появились уникальные архитектурные проекты. Для учеников нашей школы программа по черчению не представляла собой какихлибо сложностей. Иного быть не могло, поскольку общий уровень подготовки по всем предметам был довольно высоким. Многие наши ученики получали задания от педагогов физико-математической школы для учащихся при механико-математическом факультете МГУ!

Непотерянное поколение

Поколение о котором веду разговор, было поколением акселератов, то есть, быстро развивающееся, быстро растущее поколение. Кроме часов, проведённых в школе, с ранних лет ребята начинали заниматься в спортивных секциях, музыкальных и художественных школах, в клубах юных техников. Практически, все любили читать и были страстными поклонниками кино. Хоккей и лыжи, баскетбол, мини футбол, волейбол, танцевальные и театральные студии всё было бесплатно! Но, откуда столько энергии и азарта было в молодых людях? В своих увлечениях многие добивались больших высот. Выпускницы двадцатой школы – чемпионка мира по художественной гимнастике Татьяна Горшкова (Зайцева), ныне заслуженный тренер и гимнастка Ирина Городнова на многие годы оставили в своей школе традиции художественной гимнастики. Тут вновь вспоминается Сергей Иванович. Спортивная база и повальное увлечение различными дисциплинами было особой гордостью директора, чьи подопечные показывали высокие результаты на всех соревнованиях.

– Александр Николаевич, сегодня дети всех нас приглашают в спортивный зал на школьный чемпионат по гимнастике.

В тот вечер я впервые стал свидетелем абсолютного демократизма. В зале на месте почётного гостя сидел только преподаватель физкультуры Алексей Иванович Мохов! Главный судья и его помощники (ученики пятых классов) уверенно проводили соревнования! Приглашёнными гостями были директор, учителя, сотрудники школы и родители. Призы большие и малые золотые и серебряные медали были вручены всем участникам. Правда, наградами служили всего лишь шоколадные имитации медалей, купленные на деньги любимого педагога. Зато праздничная атмосфера, аплодисменты, участие в любимом чемпионате для многих оставались знаковым событием на долгие годы!

Тот азарт, с каким жили и учились молодые люди сегодня, может вызывать не только удивление, но и белую зависть.

Помню пианистку Наталью Ильинскую. В шестом классе она выполнила превосходную мозаику «Золотая Рыбка». Детская работа, исполненная с нехарактерным для этого возраста необыкновенным старанием и с ювелирной точностью, заставляла задаться вопросом: «Неужели молодость не знает усталости? Она ведь успешно занимается в музыкальной школе. Откуда такое усердие в работе?».

Ответ кроется в активной молодёжной среде, в которой маленькие победы над собой приносили глубокое удовлетворение!

«Калакину волосы не стричь!»

Примеров этому утверждению предостаточно. В моей памяти живёт Евгений Калакин. В школе, он, скромный юноша выделялся только своей причёской. В годы, безжалостной борьбы с «формализмом, с массовыми подражаниями длинноволосым «битлам» и стилягам» шестикласснику Евгению самим директором было разрешено носить длинные волосы.

– Калакину волосы не стричь! Он артист! – категорически заявил на педсовете Сергей Иванович.

И, представьте себе, судьбоносную правоту его утверждения – Евгений, увлечённый выступлениями в школьном театре кукол, был принят Олегом

Табаковым во всемирно известную «Табакерку»! Со временем Калакин стал известен в театральной среде не только как актёр, режиссёр, но и как талантливый поэт. Вместе с Евгением в кукольном кружке занималась шестиклассница Марина Киекова. Ныне она кандидат философских наук. Ею был написан сценарий к кукольному спектаклю «Голый король». А сшитая для последней сцены кукла голого короля вызвала искреннее восхищение у профессионала кукольника Валерия Николаевича Шадского.

В оркестре Дворца «Приокский» партию бас-гитары сегодня исполняет Виктор Голованов. Выпускник двадцатой школы в юности кроме музыкальных занятий серьёзно занимался хоккеем, посещал клуб радиолюбителей – коротковолновиков и фотокружок! Помню талантливого ученика Виктора Катунина, ставшего в Рязани одним из преуспевающих молодых руководителей банка. Помню увлечённых учёбой будущих врачей Владимира Аристархова, Владимира Красноружского, Марину Гуща, Лидию Ильинскую, Ольгу Евдокимову, Алексея Руднова, Юлию Картофельникову. Выпускникиотличники рязанского художественного училища (РХУ): кандидат педагогических наук Татьяна Шарапова, Галина Сметанина, Галина Горшкова, братья Молодцовы, Ольга Соколова и ещё многие десятки одарённых учеников – для учителя это тот надёжный тыл, который позволяет утверждать необходимость обязательного сохранения в учебном процессе уроков изобразительного искусства и музыки.

Мой более чем полувековой учительский стаж убеждает в том, что именно уроки рисования, черчения и музыки в каждом ребёнке воспитывают особые качества характера – этико-нравственную основу личности. Самыми надёжными защитниками и помощниками во всех делах всегда были дети и их родители! Обычные школьные «середнячки» и «отстающие» на деле оказывались настоящими тружениками. Полюби и поверь в ученика, и он вскоре преодолеет себя!

Благодаря детям я чувствовал себя по-настоящему счастливым учителем. До сих пор первого сентября и накануне Дня учителя в октябре во мне вскипают воспоминания о великом чуде, которое зовут Школой!


В основу своей работы ученица 4 класса взяла репродукцию картины В.Сидорова «Золотая осень». Автор –Надя… 4 класс, 1967 год.

«Социально опасная личность»

Пройдут годы. Сами собой напишутся строки: «Тревожно стрекочет сорока. Антоновкой пахнет в саду. Большая роса. И забота – я в школу с букетом иду…. И снова стрекочет сорока. И снова роса на траве. И снова ручонка с букетом. Но, то не моя и не мне…».

Наступило иное время! В нём всё изменяется. Только живительные силы ЛЮБВИ сохраняют свою мощь неизменной! Без любви самый образованный, самый гениальный знаток своего предмета – всего лишь информатор. А для своих учеников он остаётся «социально опасной личностью» (А.Ф. Лосев).

Сегодня усилиями социально опасных личностей разрушена превосходная русско-советская школа с её уникальной системой межпредметных связей. Школа, которая была способна в любых условиях сохранять свою мощь уступила серому «наробразу».

Преданные детям труженики-учителя, лаборанты, воспитатели, библиотекари, технические служащие, медицинские работники и работники пищеблоков ещё трудятся, но в невыносимо сложных условиях.

Для того, чтобы собрать коллектив верных сотрудников, следует владеть великим искусством руководителя. Без любви и ответственности со стороны представителей власти, без почтительного отношения к работникам школы со стороны родителей, ждать возрождения не приходится. Пока не поздно, пора очнуться.

Рязанская педагогическая школа имеет неповторимый опыт. В своё время студенты художественного училища проходили двухгодичную пассивную и активную практику. Знакомились с работой уникальных педагогов школы железнодорожников, средней школы №4. В этой школе кабинет черчения Виктора Ивановича Пунова (выпускник РХУ) много лет находился под патронажем Академии педагогических наук! Прекрасной методической базой располагал рязанский педагогический институт. Но смею утверждать, что профессиональная педагогическая школа РХУ в пятидесятых и начале шестидесятых годов не имела равных не только в нашем городе, но и в стране. В те годы наше училище входило в пятерку лучших средних специальных учебных заведений!

Что сегодня?.. Сегодня разрушена основа школы, её нравственно-этический климат. Глобальное образование добилось своего – воспитало нового педагога, загнав в клетку страха и безынициативности многих талантливых преподавателей. Учебный процесс покрылся слоем коммерческих непотребных отношений между учителем и учеником. Учитель обезличен настолько, что больно и стыдно. Больно за русского учителя и стыдно за управленцев.

– Нукося, бабы, постаранитяся! Дайтя учитялю чё-нябуть купить!

Это я услышал в 1964 году за своей спиной в сельском магазине. В первую неделю моей работы в Полянской школе-интернате, я, начинающий учитель и воспитатель, по просьбе своих восьмиклассников пришёл купить для них пряников. И стоящие в очереди женщины безропотно: «Нету-нету, давай-давай… Купляй чё нужно! Табе к детям итить следует».

Вот так сельские люди сердечно любили учителя! Они и меня многому научили. Чистые, не испорченные души способны вести за собой не хуже любого педагога.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

В зарослях духовного легкомыслия

Плантации грибов с глазами

Подписывайтесь на телегу «Новой», чтобы наши новости сами находили вас 

Александр Бабий