Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№49 от 24 декабря 2020 г.
Тарифно-тепловой роман
 Мэрия готова довести конфликт с Ново-Рязанской ТЭЦ до суда. Горожанам от этого (пока) ни холодно, ни жарко

Для большинства жителей Рязани все равно, кто является собственником Ново-Рязанской ТЭЦ и кто рулит РМПТС*. Не волнует рязанцев и то, как складываются взаимоотношения между администрацией города и производителем тепла. Жителей интересует лишь тариф за отопление и горячую воду и своевременное и качественное оказание данных услуг. В квартире тепло, в кране горячая вода, в платежке приемлемая цифра – при таком раскладе без разницы: Шестаков (хозяин Новорязанки) или Бурмистров (зам мэра Рязани) управляют этим хозяйством.

Кабальная аренда? 

К сожалению, в Рязани тарифно-тепловые взаимоотношения мэрии и ТЭЦ все чаще переходят в публичную плоскость, становятся темами всевозможных спекуляций, слухов, а порой и предметом шантажа. И крайними при этом остаются жители областного центра – тарифы, при любом исходе конфликта, уверенно стремятся в заоблачную высь.

История длится не первый год. «Новая» неоднократно освещала эту тему, указывая на конкретных виновников. Но все оставалось по-прежнему.

И дошло до того, что 17 декабря рязанские журналисты «замысловато», но все же донесли рязанскую тепловую проблему до ушей президента Путина.

Уже в минувший понедельник глава администрации Рязани Елена Сорокина, ее заместитель Владимир Бурмистров и начальник управления экономики и цифрового развития мэрии Ирина Гончарова попытались публично объяснить и то, как формируются тарифы на тепло для потребителей областного центра, и какие перспективы у очередного противостояния («Новая» № 35Р от 10 сентября с.г., № 37Р от 24 сентября с.г., № 38Р от 1 октября с.г., № 41Р от 22 октября с.г.) мэрия – ТЭЦ.


Владимир Бурмистров, Елена Сорокина и Ирина Гончарова

Основным спикером понедельничной пресс-конференции был Владимир Бурмистров. По его словам, власти города в первую очередь не устраивает цена, которую ТЭЦ платит за аренду имущества, принадлежащего муниципалитету. А еще мэрия возмущена тем, что у Новорязанки есть возможность вывода объектов аренды ТЭЦ из договора. Как утверждает Бурмистров, с 2014 года выведено 176 объектов, которые были муниципальными, из них 13 объектов – оформлено в собственность бизнесменов посредством приватизации, 163 объекта выведены из эксплуатации, их судьба сейчас выясняется в ходе инвентаризации.

В-третьих, городскую администрацию не устраивают так называемые неотделимые улучшения, которые арендатор вправе проводить без согласования с арендодателем.

То есть ТЭЦ проводит ремонт или замену оборудования, а затраты списывает за счет арендной платы. При такой схеме город, например, в 2018 году при шестимиллиардной выручке Новорязанки (прибыль 532 миллиона) получил всего 39,8 миллиона рублей арендной платы.

Эта несправедливость подтолкнула администрацию к направлению руководству Ново-Рязанской ТЭЦ уведомления о расторжении соглашения о «неотделимых улучшениях». Но был получен отказ. «Подготовлено заявление в суд о расторжении данного соглашения», – заявил Бурмистров.

Новый эксплуататор

Но на этом в администрации Рязани решили не останавливаться. Заместитель мэра заявил, а Елена Сорокина своим молчанием согласилась, что в мэрии готовы полностью расторгнуть договорные отношения с ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ». 

«Мы сдали в аренду полный комплекс, а в итоге сейчас имеем какую-то от него часть – выведено из строя 163 единицы муниципального имущества. Это и будет основным нашим доводом в суде. Наше муниципальное имущество ухудшилось, поэтому будет проводиться соответствующая экспертиза, может быть, она будет назначена судом, – сказал Бурмистров. – По поводу того, что часть имущества, сданного в аренду, стала частной – это вопрос больше к правоохранительным органам, как оно стало частным, за счет чего».

Бурмистров заверил, при любом исходе дела остановить работу ТЭЦ никто не позволит, а муниципалитет успешно справится с управлением комплексом.  

«Если договорные отношения с Ново-Рязанской ТЭЦ будут расторгнуты, то эксплуататором ТЭЦ станет муниципалитет, – сказал заместитель мэра. – Ничего не изменится в худшую сторону. Будут выполняться инвестиционные программы, проводиться модернизация, но не будет необоснованно выводиться муниципальное имущество и «вкладываться» необоснованно в тариф. Мы на себя берем обязанность сохранить тариф и, по возможности (ключевое слово, – ред.), его уменьшить».

Горячая статистика

Разговор перешел на тарифы и цифры, что в Рязани платят за тепло больше, чем в Москве.

Начальник управления экономики и цифрового развития администрации Рязани Ирина Гончарова считает, что сравнивать тарифы на тепло в разных городах без анализа материально-технической базы некорректно. Тарифы в городах устанавливаются региональными энергетическими комиссиями, при этом проводится анализ экономической обоснованности затрат на предприятиях, рассматриваются экономические параметры – протяженность и состояние сетей, объем собственной и покупной генерации, количество центральных тепловых пунктов, количество потребителей...

Гончарова утверждает, что тарифы для населения Рязанской области колеблются в диапазоне от 1400 до 2800 рублей за гигакалорию, это среднее значение по России. Тариф на тепловую энергию для жителей города Рязани также находится в середине интервала.

На пресс-конференции подтвердили, что тариф на тепло для городских потребителей составляет 1892 рубля 15 копеек за гигакалорию. Нашел подтверждение и тот факт, что стоимость производимой тепловой энергии Ново-Рязанской ТЭЦ составляет 814 рублей за гигакалорию. То есть в администрации Рязани не стали возражать, что по пути от Новорязанки до квартир жителей тепло дорожает более чем в два раза.

Чиновники объяснили, единый тариф на тепло в Рязани складывается из тарифов всех организаций, так или иначе участвующих в теплоснабжении. 11 организаций производят тепловую энергию, при этом стоимость колеблется от 814 рублей за гигакалорию от Ново-Рязанской ТЭЦ (62% покрытия города плюс предприятия Южного промузла) до 1 719 рублей за гигакалорию, отпускаемую в ведомственных котельных. И на все эти немалые цифры прибавляется стоимость услуг, оказываемых МУП «РМПТС», по чьим трубам передается тепло, распределяется по котельным и тепловым пунктам. 

«Некорректно сравнивать Ново-Рязанскую ТЭЦ и РМПТС, – считает Владимир Бурмистров. – Одно предприятие занимается генерацией электроэнергии и выработкой тепла. Другое – передачей тепла населению. Каждое предприятие свои затраты передает в Региональную энергетическую комиссию, и РЭК определяет тариф».

Офицеры пришли с проверкой

По словам директора Рязанского филиала ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» Андрея Богданова, после упоминания ТЭЦ на пресс-конференции Путина на предприятие с проверкой пришли 15 офицеров полиции.


Андрей Богданов

«Мы уже передали правоохранительным органам более 17 тысяч страниц документов, но силовики не нашли в наших действиях какого-либо мошенничества и признаков иных противоправных действий. Мы всегда открыты для проверок», – утверждает Андрей Богданов.

тем временем

21 декабря по поручению губернатора Рязанской области Николая Любимова, к урегулированию тарифной ситуации подключился заместитель председателя регионального правительства Евгений Беленецкий.

«В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прошу Вас рассмотреть вопрос проведения проверки законности (обоснованности) действующих тарифов на тепловую энергию для потребителей, установленных Рязанским филиалом ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ», МУП «РМПТС», – официально обратился к прокурору области Ивану Панченко Евгений Беленецкий.
 
*РМПТС – МУП «Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей»
Павел Гресь