Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№03 от 26 января 2023 г.
Сочинение на тлеющую тему
Довести Рязанскую область до полной готовности к пожарам губернатор пообещал к 2025 году

В предыдущем номере «Новой» мы начали открывать для читателей экологический блок предвыборных обещаний Павла Малкова, который можно разделить на четыре части: обращение с отходами, качество воды, состояние воздуха и охрана лесов.

С отношением новой власти к мусорной реформе, кажется, разобрались. Планы  губернаторского окружения в этой отрасли экономики пока напоминают фабрику инвестиционных грез. На очереди – борьба с пожарами и вырубками, ведь зима – удобное время для работы над ошибками недавнего прошлого. Символично, что малковские тезисы в агитационной газете тогда еще врио губернатора были обнародованы в августе 2022 года, когда огонь ежедневно уничтожал сотни, а порой и тысячи гектаров зеленых насаждений на территории региона, а ощущавшийся в рязанском воздухе удушливый запах гари быстро дошел до Москвы.


Кадр из видео пресс-службы МЧС

Рука Москвы тушить устала

Напомним, что масштабы возгораний минувшим летом были сопоставимы с разрушительными пожарами 2010 года. Если бы не помощь столичных властей техникой и квалифицированными специалистами, самоотверженные усилия рязанских пожарных и волонтеров, вполне могла повториться ситуация двенадцатилетней давности с сожженными деревнями и погибшими жителями.

На региональном уровне поначалу не оценили огненную угрозу. Видимо, по этой причине противопожарная часть предвыборной программы Малкова дает чиновникам не спешить с подготовкой региона к таким стихийным бедствиям.

В документе планировалось добиться полного оснащения противопожарной техникой и оборудованием «Пожлеса» (это государственное бюджетное учреждение было создано 15 лет назад и работает под контролем министерства природопользования. – Ред.) к... 2025 году.


Тушение пожара в 2010 году

Видимо, такой люфт в два с лишним года дан исходя из расчетов каких-то гениальных синоптиков на то, что никакого засушливого лета ни в 2023-м, ни в 2024 годах не будет А может быть, составители программы изначально рассчитывали на руку Москвы, ведь в прошлом огнеопасном году из столицы и области нам на помощь прибыли сотни единиц техники, но потом их быстро отправили обратно.

Стоимость одного приличного трактора или тяжелого бульдозера – это несколько миллионов, цена самолета и вертолета – на порядок выше. Для регионального бюджета нагрузка, можно сказать, непосильная. А вот если ветер подует в нужную сторону и жареным запахнет уже в главном городе страны, бесплатная поддержка обеспечена.

Проблема лишнего леса

К 2025 году также обещано организовать работу систем видеоконтроля и мониторинга пожароопасных ситуаций и незаконной рубки леса. Забавно было бы посмотреть, как арендаторы угодий будут позировать перед камерами, вырубая лес, и с нетерпением ждать доброжелателей из Росприроднадзора и силовых ведомств. Да и сами камеры надо установить так, чтобы они не сгорели через полчаса после начала пожара либо не были повернуты в другую сторону ловкими лесорубами.

Если хотя бы на время отбросить иронию и обратиться к реальным фактам, то некоторые идеи, выдвинутые в предвыборном манифесте главы региона, были реализованы его предшественником Николаем Любимовым еще три года назад. Такие выводы мы сделали из отчета бывшего губернатора о деятельности правительства за 2019 год перед депутатами областной думы, полный текст которого рязанская «Новая» первой опубликовала в марте 2020 года. Процитируем два показательных пассажа из этого документа с полным сохранением стилистики оригинала.

«В целях своевременного выявления очагов возгорания и оперативного реагирования на угрозу лесных пожаров в прошлом году была внедрена новая система дистанционного мониторинга и управления тушением лесных пожаров. В нее включены все камеры видеонаблюдения «Лесной дозор», комплекс авианаблюдения, задействована система ГЛОНАСС.

В 2019 году продолжилось обновление парка специализированной техники и противопожарного оборудования. В общей сложности приобретено 44 единицы техники, еще 29 машин планируется приобрести в 2020 году».

Кроме того, по данным, изложенным в публикации «КП-Рязань», еще в 2018 году на всех 75 единицах специальной пожарной техники, имевшейся в регионе, была установлена система ГЛОНАСС, спутниковая связь, радиосвязь со всеми пожарно-техническими станциями, необходимое программное обеспечение и доступ в интернет.

То есть мониторинг вроде бы давно внедрили, технику почти оптовыми партиями закупили, современными средствами связи обеспечили, но через несколько лет огонь, несмотря на мощное содействие столичных властей и федерального МЧС, уничтожил почти 32,5 тысячи гектаров леса. Эта территория в полтора раза превышает площадь Рязани.

Энтузиазм потух?

Понятно, что меры по усилению противопожарной безопасности ограничиваются не только обозначенным в предвыборной программе.

Уже после победы на губернаторских выборах, а точнее – в начале октября, Малков провел совещание в офисе «Пожлеса», где выяснилось, что учреждение располагает 156 единицами техники, квадрокоптерами, беспилотником и 33 камерами, установленными в лесах. Губернатор заявил, что необходимо понять, какое требуется обновление, как улучшить работу организации. По мнению Малкова, также предстоит установить ущерб от прошедших пожаров, расчистить и восстановить леса, наладить работу по обводнению торфяников, привести в порядок инфраструктуру в населенных пунктах. План действий глава региона просил подготовить к середине декабря, но, видимо, энтузиазм сотрудников пожарного ведомства быстро потушила предновогодняя кутерьма.

Да здравствуют посадки!

Вернемся к малковским тезисам. Конечно, авторы предвыборного документа подумали не только о пожарных, но и посадках нового леса. В программе без указания конкретных сроков обещано довести до 100% отношения площади лесовосстановления к площади вырубленных и погибших лесов. То есть сажать хотят как минимум столько же, сколько и вырубать. На бумаге, учитывая богатый статистический опыт нынешнего рязанского начальства, это соотношение можно довести хоть до 250%! Но кто будет контролировать, примутся ли новые саженцы, и кто понесет ответственность, если озеленительные кампании будут бесполезными и все с помпой погруженные в грунт деревца пожухнут или будут расхищены?

Что тут говорить о лесовосстановлении, если на подозрительно медленном реагировании на разгул огненной стихии 2022 года не погорел ни один рязанский чиновник.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Обещайте на здоровье

Подписывайтесь на телегу «Новой», чтобы наши новости сами находили вас  

Борис Синицын