Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№18 от 26 мая 2022 г.
Мечта сбудется через… 700 лет
При нынешнем уровне финансирования заасфальтировать все дороги одного из поселений нашей области удастся к XXVIII веку

Потянувшиеся в деревни горожане, дорвавшись до близости с природой, со временем начинают утомляться от слишком тесных с ней отношений. Особенно те, кто не теряет связь с привычной цивилизацией. Порывы совместить суровую действительность с желаемой порой приводят к заметным улучшениям на селе. Но и к непониманию между двумя мирами тоже. А дальше – к серьезным конфликтам.

Классическое место для таких ситуаций – Рязанский район. Как и другие ближайшие к облцентру районы – Рыбновский, Захаровский, Пронский. Люди покупают или строят здесь дома, а работать продолжают в городе. По первости непривычная тишина, рязанские просторы и свежий воздух опьяняют.

Кажется, что все бытовые неудобства можно исправить. Подвести свет/газ к своему домику (если они вообще есть в этой деревне), пробурить скважину (хоть и дорого, а что делать). Ну а дорога… будет, наверное. Вон по области делают же! Сам ехал – видел. Так рассуждает новоиспеченный сельчанин после поездок по региону и облцентру.

Дороги третьего сорта

Он не знает, что в российской реальности есть три касты дорог. Первая, высшая – федеральные трассы. Тут реально что-то делается, особенно в последние годы (хотя и не везде). Вторая каста – городские и областные дороги. Здесь асфальт местами стонет, но он есть. Третья, низшая – неприкасаемые внутрипоселковые дороги. Они за бортом. Совсем. Ковш экскаватора, готовящего слой под асфальт, их не коснется никогда. На нашем веку и веку детей и внуков – наверняка.

Ведь даже в райцентре: сделай пару-тройку поворотов от главной дороги, и дальше катишься по грунту. В небольших же деревнях те повороты не понадобятся – родные чернозем, суглинок и глина начинаются при въезде. Кому повезет – песок.

Не зная о дорожный кастах, сельские новоселы жалуются и требуют уложить им асфальт. Проходит время, они свыкаются и просят хотя бы засыпать проезд к любимым избушкам щебнем или чем-то еще – по версии горожанина, это недорого и несложно. А нет того щебня, по его же версии, исключительно из-за безалаберности местных властей, привыкших жить в… том, где они живут.

Это, повторим, версия новоиспеченных деревенских жителей. Тех из них, кто кроме своего поселка других таких же почти не видел. Там ведь ровно то же. По всей области. По всей стране.


Примета дачников деревни Малево Спасского района: увидел тучу – уезжай, потом не получится. Фото: прислано читателем

Теперь дополним вроде бы лирику цифрами из конкретного примера. А именно из села Пущино Рязанского района, откуда в редакцию «Новой» и поступила жалоба.

Гроши и километры

– На въезде асфальт есть, старый, уже разбитый. Дальше от магазина совсем нет, – рассказал собеседник редакции на условиях анонимности. – А в нашем углу в двенадцати домах постоянно люди живут, многие в Рязани работают. На лето еще приезжают. Но полкилометра к нам уже никакие! Бросай машину и иди с сумками. Только вездеходы проходят, мусоровоз и тот буксует, еще и колеи нам делает. Но не его вина, конечно. А власти на все вопросы говорят: денег нет.


Дорога в Пущино – классический вид рязанской глубинки. Фото: прислано читателем

Как мы узнали у главы администрации Семеновского сельского поселения Ивана Хероима – они есть. Несколько грошей. Строй, не хочу!

Официально в 19 населенных пунктах этого поселения 56 км дорог. В реальности больше: кто дома построил, к ним проехал, тот еще дорог и «наделал».  Но даже из тех 56 км асфальтированных всего 5,6 км. То есть десятая часть.

Из микроскопического сельского бюджета выделяют отдельный дорожный фонд. В 2022 году в Семеновском поселении это 3,2 млн рублей.

А теперь внимание. На эти «деньги» в 19 населенных пунктах поселения должны окашивать траву, чистить дороги от снега и ремонтировать проезжую часть.

Из-за снежной прошлой зимы из фонда уже «съели» 1,2 млн рублей (больше трети). На предстоящий покос уйдет 300 тысяч. Плюс надо оставить денег на уборку снега в начале следующей зимы – до нового бюджета. Итого: половины нет.

На оставшиеся максимум 1,5 миллиона и будут ремонтировать дороги. Если пересчитать на километры, то получится по 27 тысяч рублей на один километр в год. Звучит как издевательство.

Депрессивный калькулятор

Укладка же асфальта в этой местности обойдется в 18 миллионов за один километр. Попробуем прикинуть масштаб разрыва теории с реальностью и время, за которое с таким бюджетом сделают нормальные дороги по всем населенным пунктам Семеновского.

Считаем и получаем: разница между нынешними тратами на 1 км и ценой укладки асфальта – в 666 раз! Для того, чтобы заасфальтировать все официально учтенные дороги Семеновского поселения потребуется почти 700 лет. Для тех, кто поник, вычтем уже заасфальтированные. Тогда срок «падает» до 600 лет.

Можно сколько угодно смеяться над этими выкладками и считать их уж очень мрачными, но это действительность рязанской глубинки. Чтобы убедиться в этом, нужно проехать не по паре-тройке деревень, а по нескольким десяткам. Где на чем, а где и пройти пешком. Что и делала автор этих строк многие годы. И убедилась: шансы достучаться до областных властей, получить помощь от них могли только те сельчане, к которым заезжает школьный автобус. Да и там шансы были мизерные: в лучшем случае на ямочный ремонт через два раза на третий «работало»… какое-то время.

Не крошка, а почти асфальт

Вернемся в реалии Пущина. 1,5 млн рублей же останется – куда их? Их потратят на придание цивилизованного вида двум участкам дорог в двух населенных пунктах. Попросту засыплют асфальтной крошкой – это предел возможностей. Решение об участках-счастливчиках ежегодно принимает Совет депутатов.

Часть средств пойдет и на ямочный ремонт того немногого асфальта, что есть в Семеновском поселении – чтобы он не развалился до конца. Иначе приедет прокуратура и оштрафует.

В итоге под конец сезона довольны будут несколько десятков, может, сотен человек. Недовольных останутся тысячи. Как и всегда.

– На 19 населенных пунктов сколько таких, простите, не улиц, а помоек, я не знаю – тут жизни не хватит все сделать. А жители обижаются. Почему ты там отсыпал, а у нас нет, где ты деньги взял? – говорит Иван Хероим. – Эх, вот если бы зимой столько снега не было, можно было бы еще два населенных пункта асфальтной крошкой посыпать. Она ведь становится как асфальт. Но это если бы снега не было.

Вот такие реалии у главы поселения. Реальные.

Заоблачные программы

А теперь еще немного теории. Это должно быть повсеместной практикой, но работает она не везде.

Дело в том, что для ремонта дороги любое сельское поселение может войти в областную программу. Но для этого за счет сельской же казны нужно сделать проект ремонта. Он стоит полмиллиона – это шестая часть всех «дорожных» денег Семеновского. Вместе с окосом и пр.

– В область мы не войдем никогда, – уверен Иван Николаевич. – Если я сейчас сделаю проект, то не выровняю часть запланированных участков. Дальше – не факт, что проект «выстрелит» сразу же, на следующий год. И главное – там софинансирование: должны участвовать и область, и поселение, и жители. Это они сейчас кричат, а как до дела дойдет, ни копейки не дадут.

Но есть у главы одна «нычка». Это не ахти какой ремонт, но единственный из доступных – выравнивание грейдером. Все остальное – смотрим выше на сроки и ждем.

Быстрее отремонтировать реальность, чем те дороги.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Самый скандальный дорожный объект региона будут латать третий раз за 13 лет

Подписывайтесь на телегу «Новой», чтобы наши новости сами находили вас

Екатерина Смбатян