Утром в пятницу, 22 октября, в поселке Лесной Шиловского района Рязанской области жители, отправившиеся на работу и учебу, услышали грохот со стороны дороги, уходящей на юге от поселка в лесной массив. Из окон пятиэтажных домов было видно, как над территорией стоящего в лесу завода «Эластик» поднимаются клубы черного дыма.
Скорые никого не увозят
«В 8 часов 22 минуты поступило сообщение о пожаре: горело здание цеха одноэтажное, кирпичное, размером 16х10 метров. Здание уничтожено огнем, имеются пострадавшие. Причина пожара и ущерб устанавливаются. На месте задействовано более 170 человек и порядка 50 единиц техники», – сообщило региональное управление МЧС.
В 9:30 стало известно о локализации пожара, а в 9:35 – о том, что открытый огонь ликвидирован. На место происшествия прибыли автомобили скорой помощи, но подозрительным для местных жителей показалось то, что они никого не увозят. Неужели нет раненых и обгоревших? Наконец один автомобиль промчался в Лесновскую больницу, где имеется относительно современное оборудование для оказания медицинской помощи.
«Госпитализирован 48-летний аппаратчик приготовления смеси Воеводин. У него обширные ожоги кожных покровов», – распространилась информация от медиков.
На первых фото и видео с места происшествия были видны два капитальных строения, разрушенных взрывами. Стало понятно, что пожар возник после детонации взрывчатых веществ, производством и утилизацией которых и занимался с 1955 года «Эластик».
Стволы налево
Поселок Лесной был основан в 1955 году именно для обслуживания завода «Эластик». На разъезд 278 км первым прибыл саперный батальон из Ленинградского военного округа и на полях колхоза имени 13-го съезда ВЛКСМ поставил первые жилые бараки. До обретения в 1964 году названия Лесной поселок строителей «Эластик» сменил несколько названий: п/о Новая Пустынь, п/я 115, поселок СМУ-37. Только к тому времени завод уже работал и выпускал продукцию, а в населенном пункте имелась средняя школа, детский сад (потом эти заведения не раз обновлялись), столовая, продуктовый магазин, баня, здравпункт, клуб с кинозалом, поселковая котельная, трансформаторные подстанции для электроснабжения, девять километров водопровода.
Фактически при предприятии строился моногород. Даже учебное заведение – вечерний филиал химико-технологического техникума – было открыто в 1971 году для подготовки кадров по тому же самому направлению. Жилищный фонд увеличивался в среднем на 80-100 квартир ежегодно, население росло, но все оно зависело от военного завода – до других ближайших предприятий, если не считать колхоза, было по 30 км.
В 1990-е годы социальное развитие прекратилось, за исключением прошедшей в 1994-1997 годах газификации, но пока завод работал, люди жили нормально. В рамках конверсии на части территории «Эластика» в 1994 году появилось лакокрасочное производство – его строительные краски, грунтовки и пропитки отправлялись даже на стройки Москвы.
С ухудшением экономической ситуации предприятие криминализовалось. В 2000 году газета «КоммерсантЪ» сообщала о раскрытии правоохранительными органами целой шайки сотрудников завода, занимавшихся продажей «налево» оружия и боеприпасов по цене около 400 долларов за ствол и боекомплект к нему.
Имущество ценою в копейки
Финансовые проблемы «Эластика» начали расти, как снежный ком, с 2008 года. В 2014-м его кредиторы подали иск о банкротстве: не помогло даже отнесение завода к числу стратегических распоряжением правительства РФ. 27 октября 2015 год суд признал предприятие банкротом.
Едва только прибыв в Рязанскую область в 2017 году новым главой, Николай Любимов заявил, что субъект федерации не будет прилагать усилия любой ценой сохранить «Эластик». Жителей Лесного, мол, будут поддерживать другим способом, определенным для моногородов: созданием территории опережающего развития, привлечением инвесторов и открытием новых предприятий. На предложенные площадки пришли производители стройматериалов, пластилина и красок, котлов и водонагревателей.
Между тем конкурсный управляющий завода «Эластик» Татьяна Казакина, руководящая процессами то из Лесного, то из Москвы, несколько раз выставляла на продажу различное имущество должника. Что-то продавалось, судя по всему, со скрипом: цена старых счетчиков и крышек падала ниже одного рубля – взяли бы хоть на металлолом.
Взрывчатка на любой вкус
Цеха остановившегося предприятия постепенно стали использоваться новыми бизнес-проектами. Одно из лесновских частных предприятий под названием ООО «Разряд» также занималось взрывчатыми веществами – и оно также работало на территории бывшего «Эластика». Работники сами признавались, что так выгоднее: малое предприятие реже проверяли военные. Именно поэтому с утра, когда произошла трагедия, в сообщениях упоминалось о пострадавших и погибших рабочих то «Эластика», то «Разряда». Последний специализируется на утилизации боеприпасов, производит взрывчатые материалы промышленного назначения. Среди них: «Гранипор ПФ» (смесь омасленных порохов разных марок), «Гранулит М» (делается на основе пористой аммиачной селитры, гранулы пропитаны минеральным маслом), «Граммонит 79/21» (смесь гранулированной аммиачной селитры с чешуированным или утилизированным тротилом). Перечисленные взрывчатки предназначены для взрывов в карьерах, рудниках и шахтах.
Жертвы детонации
Утром в пятницу, скорее всего, по непонятным пока причинам рванули взрывчатые вещества: больше ничего не смогло бы так разнести бетонно-кирпичное строение, используемое «Разрядом».
Хорошо, что пожарная часть располагается между городом и «Эластиком»: сотрудники МЧС в случае любой неприятности как бы прикрывают собой жителей.
Несколько погибших рабочих удалось обнаружить в первые же минуты работы спасателей, остальных находили по мере продвижения к эпицентру и разбора завалов. Долгое время оставались без вести пропавшими два человека. Потом остался один – 37-летний аппаратчик приготовления смеси Папазян. Сотрудники МЧС сообщали, что какие-то неопознанные останки обнаружили. По ним назначили экспертизу, но уже утром в день похорон 25 октября следователи заявили родным, что экспертиза не смогла ничего доказать. Одину могилу на кладбище так и зарыли пустой.
Экстренной медицинской помощи, судя по всему, действительно потребовал только 48-летний аппаратчик Воеводин. Этого рабочего санитарным вертолетом на большой скорости из Лесного доставили в Рязанскую ОКБ, где имеется и первоклассная реанимация, и ожоговое отделение. Но вскоре стало ясно, что травмы оказались несовместимыми с жизнью. Таким образом, все 17 человек из работавшей в этот момент смены погибли.
Не первая катастрофа
Хотя первой на место прибыла следственная группа СК РФ по Рязанской области Владимиром Никешкиным, дело по части 3 статьи 217 УК РФ («Нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц») все-таки забрали их федеральные коллеги. Первым делом те задержали директора и собственника «Разряда» Сергея Нистраткина и Александра Егоршина. У них арестовали в качестве обеспечения имущество, а по месту жительства обоих провели обыск и выемку документов.
О своей работе следователи официально не сообщали, но всем было ясно, что ищут они эпицентр взрыва – откуда все началось. Затем стали разбираться, как на предприятии была построена технология (в основном это было «разоружение» старых снарядов, извлечение из них боевых веществ, механическая и химическая обработка, расфасовка заново и подготовка к отправке в карьеры) и допускались ли в этой технологии грубые ошибки.
Родным же осталось только похоронить погибших. Произошло это 25 октября, в понедельник. Во время прощания многие старожилы вспоминали, что первый крупный взрыв с восемью погибшими практически на той же территории произошел еще в 1982 году. «Все зависит от технологии и контроля», – уверены ветераны предприятия.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Двое выживших, пустая могила и скомканные похороны: Лесной приходит в себя после взрыва
Фото: пресс-служба МЧС, «КП-Рязань» и соцсети