Валерий Рюмин стал жертвой политических интриг. Выйти на свободу ему не помогло даже «милосердие» спикера Рязоблдумы
24 января в Скопинском районном суде Рязанской области разбирали очередное ходатайство об условно-досрочном освобождении (УДО) бывшего рязанского мэра, некогда влиятельного бизнесмена, бывшего издателя газеты «Вечерняя Рязань» Валерия Рюмина. Изучив сведения о Рюмине, выслушав защитника, сотрудников колонии и прокурора, суд принял предсказуемое решение – отказать экс-мэру в УДО по причине «неустойчивого правопослушного поведения в исправительном учреждении». Что этому предшествовало и почему так избирательна Фемида – разбирался Павел Гресь.
Еще одна попытка 69-летнего Валерия Рюмина хоть на несколько месяцев сократить срок пребывания за колючей проволокой исправительной колонии строгого режима в селе Клекотки потерпела фиаско. Рюмин не попадет на последний звонок и выпускной к сыну.
Зато человек, по заявлению которого «демократ первой волны» Рюмин уже семь лет жует казенные харчи, Аркадий Фомин, «на ровном месте» заработал себе очки к предстоящим в этом году выборам депутатов Рязанской областной Думы.
Подозрительные звонки
Предыстория затянувшейся на семь лет рюминской отсидки такова. 13 февраля 2013 года он и депутат Совета депутатов Варсковского сельского поселения Рязанского района бывший милиционер Сергей Панин были задержаны по подозрению в вымогательстве. Потерпевшим по делу стал председатель Рязанской областной Думы, секретарь регионального отделения партии «Единая Россия» Аркадий Фомин. Сам он ситуацию ни разу не комментировал. По версии следствия, Рюмин и Панин вымогали 3 млн рублей за неразглашение компрометирующих Фомина сведений в принадлежащей Рюмину газете «Вечерняя Рязань» (сейчас через аффилированных лиц контролируется Фоминым).
26 марта 2015 года Советский районный суд Рязани приговорил Рюмина к семи годам шести месяцам лишения свободы и штрафу в размере 300 тысяч рублей с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Начало срока – 13 февраля 2013 года, конец – 12 августа 2020 года.
Защита Рюмина в 2015 году в разгар процесса неоднократно обращала внимание суда на фальсифицированные, по ее мнению, аудиозаписи телефонных звонков, которые проходят по делу. Длительность воспроизведенных разговоров Панина и Рюмина не совпадала с биллинговыми данными от сотовой компании. Разговоры то короче, то длиннее, чем те, которые указаны в распечатках от оператора связи. Также внимание суда было обращено на то, что экспертиза отвергла половину представленных аудиозаписей как не совпадающих с голосом Валерия Рюмина. Но тщетно.
Валерий Рюмин также показал, что непосредственных контактов и конфликтов между ним и Аркадием Фоминым никогда не было, но он знает, что Фомин пытался найти с ним контакт. Рюмин сообщил, что его газета «Вечерняя Рязань» никогда не скрывала, например, своих расценок на публикации, и он сообщал всем обратившимся к нему от имени Фомина о возможности публиковать материалы за деньги. От Фомина же такие предложения не поступали.
Спикер переобулся
Задержание Рюмина пришлось очень кстати для целого круга обличенных властью региональных персон. От напалма критики со страниц оппозиционной «Вечерки» одновременно с его арестом» освободились», помимо мелких чиновников-жуликов и горемыки Фомина, губернатор Олег Ковалев (сейчас сенатор, живет в Москве), ковалевский зам и большой специалист по дорожным подрядам Шаукат Ахметов (городом проживания в фейсбуке указывал Карловы Вары), руководитель регионального управления СКР Владимир Махлейдт (теперь советник бывшего главного рязанского налоговика Владимира Сонькина, ныне гендиректора «Приокского завода цветных металлов» в г.Касимове)...
Ни для кого не секрет, что Рюмин – далеко не идеальный (по версии сотрудников ФСИН) зэк, и УДО ему «не светило» по любому. Фомин об этом прекрасно знал, и дал указание своему представителю заявить при рассмотрении ходатайства об условно-досрочном освобождении, что потерпевшая сторона якобы претензий не имеет. Эту новость мгновенно растиражировали подконтрольные главному единороссу журналисты.
Рюмин остается в колонии, а Фомин в глазах электората (до поры до времени) приобретает этакий ореол «святости», проявив милость к падшему, но ранее заслуженному человеку. Надо отдать должное Фомину – получилось. А ведь на предыдущем заседании суда в 2018 году его адвокат Владимир Смирнов транслировал прямо противоположное мнение подзащитного: Рюмин должен сидеть. («Новая» № 48Р от 13 декабря 2018 г.).
Злостный нарушитель
«Характеризующие сведения представителей РПЦ, приобщенные к материалам дела, исследованы судом. Однако первоочередной задачей суда является оценка поведения осужденного именно в период отбывания наказания. Несмотря на исполнение Рюминым В.В. дополнительного наказания в виде штрафа в размере 300 тысяч рублей, его отношение к установленному порядку отбывания не было добросовестным и положительно ориентированным. Ранее осужденный обращался с ходатайством об условно-досрочном освобождении, однако 05.10.2018 Скопинский районный суд Рязанской области отказал в удовлетворении ходатайства в связи с неустойчивым правопослушным поведением в исправительном учреждении», – отчеканила пресс-служба прокуратуры Рязанской области по итогам рассмотрения рюминского ходатайства об УДО.
Представитель исправительной колонии № 5 УФСИН России по Рязанской области заявил в суде, что после первого отказа в удовлетворении ходатайства «осужденный продолжил совершать нарушения установленного порядка отбывания наказания». В 2019 году 69-летний Рюмин был признан злостным нарушителем тюремного режима и переведен администрацией колонии в еще более строгие условия содержания (СУС). Максимальный срок нахождения в СУС законом не установлен.
Постановление Скопинского районного суда не вступило в законную силу и может быть обжаловано в апелляционном порядке. Но надежда, что решение поменяется, очень мала.
Особо ценное УДО
По словам Рюмина, все пять вменяемых ему взысканий – «обычные придирки», которые сложно назвать нарушениями, тем более – злостными.
«Одно взыскание я получил за небрежно пришитую бирку с порядковым номером на одежде – сотрудник подошел ко мне и оторвал ее. Еще одно нарушение: на спинке моей кровати сушилась простыня, так как в холодное время года в бараке была температура воздуха три градуса выше нуля и все постели отсырели. Последнее взыскание получил за «нарушение хранения личных вещей». Личные вещи – это небольшой пакетик с лекарствами, который всегда при мне, ведь я перенес инфаркт и мне скоро (3 марта, – ред.) «стукнет» 70 лет», – рассказал корреспонденту интернет-журнала «7x7» о причинах взысканий Рюмин.
По его словам, последнее взыскание «повесили» для того, чтобы он не смог досрочно освободиться из барака со специальными условиями содержания, утяжеляющими быт заключенного.
Но областная прокуратура и тут непреклонна: «Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 8 от 21.04.2009, при рассмотрении ходатайств об условно-досрочном освобождении суды не вправе давать оценку законности взысканий, примененных к осужденным».
Рюмин уверен: все незаслуженные взыскания он получил из-за того, что с первых дней борется с несовершенством и произволом лагерной администрации, жалуется в надзорные органы на нарушение его прав и условия содержания.
Экс-мэр утверждает, что за УДО еще в 2018 году с него требовали взятку в размере $100 тысяч. («Новая» № 41Р от 25 октября 2018 г.). «Новая газета» тогда предложила создать межведомственную (ФСБ, прокуратура, ФСИН) комиссию, чтобы досконально проверить изложенные осужденным Рюминым факты. Реакции не последовало.
* * *
...7 октября 1995 года, уже не будучи мэром Рязани, Валерий Рюмин в одном из интервью «Вечерней Рязани», отвечая на вопрос: «Почему у нас все не только плохое, но и хорошее связано с нарушениями Его Величества Закона?», ответил: «А потому что Закон не стал Его Величеством. Сама система была гнилой и законы такие же. Вообще-то, везде в мире закон не только охраняет человека и государство, но и помогает их развитию. А у нас не столько помогает, сколько запутывает. И это не такое уж безобидное дело. Рост преступности – следствие того. Я убежден».
Слова произнесены четверть века назад. А ведь по прошествии времени ничего не изменилось. Кроме того, что бизнес Рюмина полностью разорен (частный лицей – единственный источник дохода на сегодня – переехал в семейный коттедж на проезде Салтыкова-Щедрина).
Валерию Васильевичу пришлось на себе испытать все превратности судьбы и закона, и в этом, безусловно, есть какой-то знак: на смену таким, как он, пришли бывшие гоп-стоперы и подручные мафии. Единственное, что беспокоит сегодня его жену и детей – это возможность увидеть мужа и отца дома, живым.
Досье «Новой»
Валерий Васильевич РЮМИН родился 3 марта 1950 года в Томске. В 1971 году окончил Новосибирское высшее военно-политическое училище, а в 1978 году – Военно-политическую академию им. Ленина. С 1980 по 1982 год принимал участие в боевых действиях в Афганистане. С 1982 по 1990 год – преподаватель кафедры марксизма-ленинизма в Рязанском высшем воздушно-десантном училище, уволен в звании полковника за неформальную общественную деятельность. В 1990 году был избран депутатом, затем председателем Рязанского городского Совета. В том же году учредил газету «Вечерняя Рязань». С 1990 по 1993 год – народный депутат России.
В августе 1991 года был назначен главой администрации Рязани. 21 марта 1994 года президентским указом № 558 освобожден от должности главы администрации г. Рязани «по собственному желанию».
После отставки занялся строительным бизнесом. В 2000 году баллотировался на пост губернатора Рязанской области, во втором туре 17 декабря, набрав около 27% голосов, уступил победу Вячеславу Любимову. Длительное время был учредителем и издателем газеты «Вечерняя Рязань».
Павел Гресь