Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
Поверив руководству, они совершили ключевую ошибку (07.08.2019)
 В Рязанском воздушно-десантном училище учинили расправу над курсантами

Руководство Рязанского гвардейского воздушно-десантного ордена Суворова дважды Краснознаменного командного училища имени генерала армии В.Ф.Маргелова учинило расправу над курсантами, организовавшими флешмоб, - их изгнали из Вооруженных сил вопреки рекомендациям Минобороны, утверждает ветеран спецназа ГРУ Сергей Козлов.

Скандал вокруг курсантов знаменитого Рязанского ГВВДКУ возник еще в апреле. Поводом послужило распоряжение об отмене ношения голубых погон на полевой (камуфлированной) форме. И группа курсантов - до сорока человек - устроила акцию против этого распоряжения. Эти погоны как символ оказались для курсантов настолько важны, что часть из них ночью ушла в самоволку: покинула пределы училища - курсанты выложили эти самые голубые погоны прямо у подножия памятника легендарному командующему ВДВ Маргелову, чье имя носит училище.

«Снимая с нас погоны, вы хороните память! Прости нас, Василий Филиппович!» - написали курсанты на погонах. Фотографии немедленно появились в социальных сетях.



Разумеется, курсанты совершали эту вылазку тайно - они понимали, что участников в случае чего может ждать суровое наказание. И тем не менее риск казался им оправданным - столь оскорбительно был ими воспринят приказ, который, как они полагали, лишает их чувства принадлежности к элитным войскам. Но они и предположить не могли, насколько жестокой окажется расправа.

Виновных стали искать немедленно, уже 25 апреля. Были собраны объяснения, подготовлены документы. Учебные батальоны выстраивались на плацу — чтобы проверить, у кого из курсантов имеются старые (голубые) погоны. Началось давление на командиров подразделений, запретили увольнения в город.

На следующий день стараниями «добровольных информаторов» установили, что погоны выложили курсанты 21-й и 22-й рот батальона спецназа (а училище, напомним, готовит офицеров не только ВДВ, но и спецназа ГРУ). Чуть позже с использованием тех же агентурных источников были установлены фамилии всех пятерых курсантов, которые непосредственно участвовали в этой акции.

От курсантов потребовали сознаться - под соответствующие гарантии. Им обещали, что в ответ на признание вины наказание будет только дисциплинарным и из училища их не отчислят. И курсанты совершили ключевую ошибку. Они поверили руководству - и написали признания.

1 мая в училище для разбирательства прибыл бывший главком ВДВ, а ныне глава комитета Госдумы по обороне Владимир Шаманов. Он лично в присутствии большого количества людей заявил: позиция руководства МО заключается в том, что мы имеем дело с проявлением мальчишеского максимализма. Да и статс-секретарь министра обороны Николай Панков, насколько мне известно, так же на тот момент подтвердил эту позицию: курсантов не стоит наказывать отчислением - только выговоры.

Выговоры были объявлены, и действительно курсантов не отчислили. Наказаны были и офицеры училища, руководители соответствующих подразделений - их с понижением в должности перевели служить в другие города и части.

Но 22 мая руководство училища внезапно возобновило расследование. Командованию курсантских подразделений была поставлена задача отчислить из училища всех пятерых участников инцидента - то есть найти для этого формальные основания. Или же заставить курсантов уволиться по собственному желанию.

Первым был отчислен замкомандира взвода, не имевший ни одного взыскания и претендовавший на красный диплом. Когда ему на ученом совете объявили, что его отчисляют за грубое нарушение воинской дисциплины, он спросил: «За какое?» В ответ было молчание и опущенные головы. 

Прочих убеждали написать рапорт об увольнении по собственному желанию (ПСЖ). Угрожали завалить на экзаменах и сделать все, чтобы они были отчислены. Проводили незаконные обыски и фальсифицировали документы. В итоге курсанты сдались - и уволились сами.

Ребят наказали за то, что они хотели честно служить. За то, что офицерская честь для них не пустой звук, считает Сергей Козлов. Никто не спорит - руководство училища вправе наказывать курсантов за нарушение дисциплины. Но почему это нужно делать столь грязными методами, нарушая офицерское слово, обещания, данные от имени руководства Минобороны?