В отличие от предыдущих выборов, единая федеральная предвыборная кампания всех основных политических партий в этот раз не столь глобальна и частично «уплывает» в провинцию. Это вполне объяснимо: в силу событий последних лет – помимо общегосударственных проблем – в каждом регионе накопилось достаточно местных.
Они, безусловно, влияют на оценку избирателями деятельности областной верхушки, которая в их сознании неразрывно увязывается с «партией власти». Можно не соглашаться с мнением, что рейтинг «Единой России» держится в районе одних из самых низких показателей в истории, если бы не падали уровни доверия и к другим партиям? Выстроить универсальную предвыборную агитацию, способную сагитировать жителей всех без исключения регионов необъятной России, невозможно.
В ТЕОРИИ
Для кого-то проблемой номер один являются лесные пожары, где-то – разлитая на побережье нефть, а для Рязани на лидирующие позиции по актуальности выходит экологическая повестка.
Исходя из этого, в «партии власти» помимо буксиров-тяжеловесов федерального списка – министров обороны Сергея Шойгу и министра иностранных дел Сергея Лаврова, создающего фоновый имидж «Единой России», в каждом регионе сформирована своя индивидуальная концепция получения более-менее легитимного результата на выборах. В тех регионах, где жители положительно оценивают деятельность действующих депутатов Госдумы, проблем с кампанией не возникало. Она строится на демонстрации той пользы, которую жители получили от пятилетней деятельности народного избранника и призывах продлить ему/ей эту деятельность на очередную пятилетку.
В регионах, где соцопросы выявляют реальных лидеров общественного мнения, например, среди депутатов городского или областного уровня (есть и такие), кампания строится вокруг них. Они призывают жителей к поддержке определенной партии, и жители, доверяя, следуют их рекомендациям. Но это не про Рязань.
В регионах со слабыми депутатами, но популярными губернаторами, кампания строится вокруг них. Глава региона там возглавляет партийный список. Становится так называемым паровозом. При этом он честно заявляет, что не собирается бросать свой пост и уходить в Госдуму, просто выступает гарантом того, что по списку его партии будут избраны достойные депутаты, с которыми он и будет работать одной командой. В этом случае выборы превращаются в плебисцит, где жители по факту голосуют за или против действующего губернатора.
Нас, что естественно, интересует в первую очередь рязанская кампания, которая отличается от остальных регионов.
НА ПРАКТИКЕ
Формально рязанский губернатор Николай Любимов стоит «вторым номером» в объединенной межрегиональной группе, включающей Рязанскую и Нижегородскую области и соседнюю с ней республику Чувашию. Возглавляет эту группу 43-летний нижегородский губернатор Глеб Никитин. Но про него в Рязани никто до сих пор не упомянул в свете предстоящего голосования. То есть, нашим землякам предстоит условно рассматривать Рязанскую область как бы автономной предвыборной территорией, партийный список «партии власти» в которой возглавляет рязанский губернатор. Назначенный «паровозом» рязанской части партсписка ЕР.
И именно тут начинается самое интересное. Несмотря на то, что не все рязанцы высоко оценивают деятельность сегодняшней управленческой команды, стоящей во главе региона, эксперты считают, что из Николая Викторовича получился не самый худший партийный «паровоз».
К любому главе региона, как, впрочем, и к любому человеку, возможны три вида отношений. Положительное, отрицательное и безразличное. Различия могут составлять лишь их пропорции. Для простоты и наглядности будем считать, что все эти три составляющие равны. Тем более, что это не сильно отличается от результатов социологии.
Как поведут себя сторонники и фанаты рязанского губернатора в данной ситуации? Поддержат все, о чем он просит и проголосуют за партийный список, который он возглавляет. Но если бы ставка делались лишь на сторонников, то итоговый результат организаторов мог бы разочаровать.
Уникальность рязанской ситуации эксперты видят в том, что и непримиримые противники действующего губернатора могут проголосовать за список ЕР. При этом они имеют свою уникальную мотивацию. По их мнению, Николай Любимов может повторить свой путь 2016 года, когда он из кресла спикера калужского областного парламента был избран депутатом Госдумы. В результате чего надолго покинул свою малую родину. (Уже в феврале 2017-го он окажется рязанским наместником, а в сентябре победит госдумца из ЛДПР Александра Шерина: да, с админресурсом, но победа была неоспорима).
В Рязани ходят разговоры о том, что хозяйственная деятельность Николая Любимова утомила, и он планирует уйти сперва в Госдуму, а затем попытаться применить свой опыт на федеральном уровне. Насколько эта версия реальная и имеет ли шансы на реализацию, досконально не знает даже сам Николай Викторович. Все будет решаться на «самом верху» и в самый последний момент. Но полностью исключать такого развития событий нельзя.
Как минимум, в это верят те, кто призывает голосовать за ЕР, аргументируя это оптимистическим ожиданием прихода в Рязань нового главы региона. Придет он или нет, неизвестно. Да и в какую сторону будет отличаться от действующего? Но дополнительные голоса «партия власти» за счет этой группы избирателей может получить.
Третий сегмент, выделенный по признаку отношения к рязанскому губернатору, составляют многие рязанцы, которые мало интересуются местной политикой. В рязанской глубинке не все еще знают про уход из Рязани Олега Ковалева. Преимущества этой группы избирателей для получения результатов ЕР заключается в том, что на них не влияет антирейтинг региональной власти. И при партийном голосовании они будут ориентироваться на федеральных лидеров списков. Любят они Шойгу с Лавровым, проголосуют за ЕР. Любят Зюганова – за КПРФ, а если Явлинского – то за «Яблоко». Для этой группы избирателей рязанский губернатор в партийном списке пусть и не способен улучшить результат, но и не ухудшит его. Он попросту им неважен.
ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ
Приведенный анализ возможного волеизъявления различных групп рязанских избирателей перед урнами в дни голосования (напомним, это 17, 18 и 19 сентября) позволяет сделать неожиданный вывод. В условиях рязанских реалий Любимова можно назвать оптимальным «паровозом» предвыборного списка «партии власти». Это не означает, что благодаря ему партия внезапно наберет запредельный процент и обгонит остальные регионы. Этого не произойдет, ведь даже пытаться соревноваться с кавказскими округами бессмысленно. При выбранной «паровозной» тактике проведения предвыборной кампании иного лидера рязанского списка подобрать было бы трудно. Не станем говорить, что данный вариант «лучший из худших», просто согласимся с тем, что реальных народных лидеров в Рязани как не было, так и нет. Представьте на этом месте, например, провинциальных политиков, находящихся на должностях, формально считающихся лидерскими в части общественного мнения. Спикера областной думы Аркадия Фомина, «главу города Рязань» Юлию Рокотянскую или руководителя рязанского городского отделения «Единой России» Сергея Филимонова.
Никто не станет спорить с тем, что в этом случае «партия власти» в Рязани выглядела бы очень бледно. И это расхожее утверждение относится не только к данной партии.
Что касается наличия в избирательных бюллетенях так называемых паровозов... Да, люди должны иметь право голосовать только за тех кандидатов, которые и будут представлять их интересы в парламентах. А не уступать, как в транспорте, свое место тем, кому сложно удержаться на ногах. Но это всего лишь мечты, которые, возможно, когда-то и воплотятся в жизнь.
Отдел политики
Фото: ryazan.kp.ru, rgdrzn.ru и ryazangov.ru