Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
Процесс по делу об увольнении вице-губернатора пытаются сделать закрытым (10.12.2021)
Руководители СМИ требуют от председателя Рязанского облсуда Елены Сапуновой гласности правосудия

В понедельник, 13 декабря, в Рязанском областном суде должно состояться первое заседание по иску уволенного Николаем Любимовым вице-губернатора Михаила Семенова. Однако попытки «Новой» аккредитоваться на процесс оказались безуспешны: в пресс-службе суда заявили, что он закрытый, «поскольку речь идет о гостайне».

На аналогичные сложности с освещением «дело Семенова» натолкнулись и другие региональные СМИ.

Напомним, чиновника уволили 18 октября, спустя чуть больше месяца после назначения. Причина – скандал, разразившийся, когда стало известно о его задержании на незаконной охоте в Белореченском заказнике на юге Рязанской области.


По собственной информации «Новой», добровольно с поста уходить вице-губернатор отказался, и выход из ситуации главе региона Николаю Любимову подсказали в ФСБ, которая и проводила в лесу операцию по задержанию Семенова и компании. Алгоритм таков: ФСБ отзывает у Семенова допуск к гостайне, а затем его увольняют из-за отсутствия такого допуска (на этом посту он необходим).

 – Губернатор Семенова увольнять не хотел. Если бы хотел, была бы формулировка «утрата доверия». Но силовики на него надавили, так как на эту должность планировался их человек, – рассказал один из наших источников.

Публично отставку объяснили в региональном правительстве так: «на основании ряда пунктов служебного контракта, связанных с допуском к гостайне».


И вот Семенов подает в суд иск с требованием восстановить его на работе. В карточке этого дела на сайте Рязанского областного суда четко сказано, что оно относится к трудовым спорам и касается трудовых отношений. Однако облсуд решил перестраховаться и, воспользовавшись тем, что фраза «связанные с прекращением допуска к государственной тайне» в деле все же присутствует, неожиданно сделал процесс закрытым. Хотя, понятно, что никаких секретных сведений, составляющих гостайну, на нем обсуждать не будут.

Общеизвестно: в случаях, когда в ходе заседаний суда оглашаются закрытые сведения (например, дает показания несовершеннолетний и пр.) журналистов просят покинуть зал на время. А затем приглашают обратно. Либо делают одно из заседаний полностью закрытым. То есть – это несложно. В итоге и принцип гласности соблюдается, и закон не нарушается.

Но не на этот раз. При том, что процесс восстановления вице-губернатора в должности, безусловно, станет резонансным, равно как и ситуация, ему предшествовавшая.

Главные редакторы пяти рязанских СМИ, включая «Новую», подготовили открытое обращение на имя председателя Рязанского областного суда Елены Сапуновой с тем, чтобы напомнить о принципе гласности правосудия и потребовать допуска журналистов на обещающее быть резонансным судебное разбирательство. Публикуем полный текст письма:

Поражает нас и тишина, наступившая после всей истории в сараевских лесах. Тем более, что на федеральном уровне похожая ситуация освещается – в том числе органами власти и правопорядка – крайне активно. Речь, конечно, об охоте депутата Рашкина.

Что касается наших охотников, то «Новой» стало известно, что по этому делу проведены не только оперативные мероприятия, которые мы широко освещали, но уже идут и следственные. В частности, допрошены все участники незаконной охоты, собраны вещественные доказательства, в том числе ружья и патроны. Лось тоже в наличии, нет разве что уток – их не нашли.

Но если о ходе расследования у следователей в принципе не принято распространяться – мало ли навредит утечка, то как объяснить недопуск журналистов в суд по рядовому иску крайне непопулярного персонажа? За полтора месяца своего вице-губернаторства Михаил Семенов так и не успел зарекомендовать себя полезным региону политиком. Зато успел засветиться на нескольких паркетных мероприятиях да уволить непопулярную среди своих коллег чиновницу Захарову из пресс-службы губернатора.

Широкую же общественность он поразил своей неспособностью уйти по возможности достойно – то есть тихо. Капризность молодого чиновника его иском в суд лишь подтверждается. Так смысл закрывать суд над неугодным?

Но смысла тут и нет. Есть просто боязнь любой открытости. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

В Семенове дело Рашкина живет. И побеждает?