Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
Отбиваться в суде рязанским депутатам придется расписками и чеками (25.01.2022)
Других документов нет, поскольку их в работе и не требовали

В ближайшую неделю – с 25 января по 1 февраля – в Советском суде Рязани пройдут очередные заседания по делам, возбужденным в отношении четырех рязанских депутатов от ЛДПР. Это Никита Усачев из областной думы, Дмитрий Панкин, Павел Ахунов и Дмитрий Володин из городской думы.


Трое слева Усачев, Ахунов и Панкин, крайний справа - Володин

Всех обвиняют по ст. 159 УК РФ «Мошенничество» – в хищении бюджетных денег «путем предоставления документов, содержащих заведомо ложные сведения о наличии оснований для компенсации расходов на депутатскую деятельность».

Дела возбуждены региональным управлением Следкома год назад, то есть в начале 2021 года. А незадолго до этого в гордуме произошли изменения, связанные с выплатами на обеспечение депутатской работы и на труд их помощников. Причем случилось это после внезапного порыва прокуратуры.

Поясним. В 2013 году гордума утвердила документ, согласно которому каждый депутат имеет право на компенсацию затрат на свою работу.

В перечне этих расходов:

– организация работы приемной депутата (канцтовары и пр.)

– почтовые услуги и связь (мобильная плюс интернет)

– аренда помещения для приемной, если его не предоставил муниципалитет (и оплата за него коммуналки, если требуется)

– покупка цветов, подарков людям и организациям (по сути, представительские расходы).

За эти расходы депутаты должны отчитываться. Ниже приведена таблица с перечнем документов, которыми собственно и надо было подтверждать траты. Уточним сразу: таблица – из решения гордумы 2014 года. И она распространялась на ВСЕ расходы, приведенные выше.


А теперь сравните с тем, что приведено ниже – это «небольшой» список из обновленного решения гордумы. И он нужен для подтверждения… только оплаты мобильника и интернета. Если же депутат закупал подарки, то понадобится даже «копия акта приема-передачи дара»…



 

Как пояснил «Новой» Дмитрий Володин, избранный в созыв 2018 года, часто он и его коллеги по гордуме делали так: заключали со своим помощником договор об исполнении поручений, а тот в конце месяца составлял акт выполненных работ. Депутаты просто отдавали эту бумагу в бухгалтерию думы, как подтверждение расходов. По сути, в сумму выплат (на конец 2020 года это 60 тысяч ежемесячно) входили и зарплата помощника, и текущие расходы.

Как пояснил другой депутат, пожелавший остаться неназванным, были действительны и другие доказательства трат. Например, купили краску для детской площадки во дворе своего избирательного округа. Или новогодние подарки для детей оттуда же. Тут несложно сохранить и предоставить чеки. Что и делали. Бухгалтерию и правовое управление думы такой порядок устраивал.

Но внезапно не устроил прокуратуру, хотя она знала о нем еще с момента принятия, то есть с 2013 года. По информации «Новой», перемены начались по инициативе прокурора Рязанской области Ивана Панченко. Сначала после проверки надзорного органа в гордуме поменяли порядок расчетов – помощников ввели в штат. А затем посыпались уголовные дела.

Теперь чеки и акты, хранящиеся в бухгалтерии думы, правоохранители считают недостаточным доказательством трат именно на депутатскую деятельность. Вдруг полсотни сладких подарков к Новому году депутат купил своим знакомым?

Под ударом оказались все 40 депутатов гордумы, поскольку отчитывались они примерно одинаково – актами и чеками. Сейчас вопрос в том, кого тронут, а кого нет.

Первой получила приговор суда, а следом потеряла мандат депутата, Инна Орешина. Единоросска просто признала вину и возместила ущерб в 1,26 млн. рублей.  

Дальше на крючке можно держать всех оставшихся 39 депутатов этого созыва. При активном выражении недовольства работой исполнительной власти, очень удобное решение «проблемы».

P.S.

Версия о том, что все депутаты честно тратили выделенные деньги исключительно в рамках закона – утопия. Кто-то мог полностью присваивать эти средства, кто-то – их часть. Наверняка есть и те, кто полностью тратил выделенное из бюджета исключительно по назначению.