В ста метрах от центральной площади Рязани находится не совсем обычный пункт приема вторсырья. Здесь востребованы микросхемы. Приемщик с закавказским акцентом уверяет, что вообще-то берут всё, но есть и наиболее привлекательный товар.
– Это, дорогой, платы из роботов-пылесосов, холодильников хороших, приемников радио- и телевизионных.
– А почему вам из компьютеров видеокарты не годятся?
– Годятся, годятся, только ценник на это и на то разный. Нужны такие, чтобы волну ловили или по сигналу место определяли. Знаешь, дорогой, в это трудное время России помогать надо.
При более детальном расспросе выяснилось, что любые чипы, способные настраиваться на электромагнитные волны или осуществлять геолокацию, готовы купить у сборщиков вторсырья какие-то непоименованные «военные».
– Это раньше все платы на переработку шли, чтобы драгметалл в виде контактов выпаять. А теперь на заводах принимают целые микросхемы с локацией и приемом-передачей, – объясняет приемщик другого пункта на улице Высоковольтной. – На каких заводах? На электронных, неужели непонятно…
Еще с советских лет несколько рязанских предприятий оборонно-промышленного комплекса занимаются производством приборов для авиации и ракетной техники. Об этом у некоторых из них написано прямо на фасадах. Сейчас, когда значительная часть Вооруженных сил ведет боевые действия, выпуск продукции вырос. Предприятия нуждаются в комплектующих. Особенно тех, которые ставят в технику, называемую высокоточной. А закупки микрочипов на ведущих мировых рынках (на Тайване, в Южной Корее, Японии) попали под западные санкции.
На остановке в поселке Приокский висит объявление: «Скупаем старые транзисторные радиоприемники, телевизоры, смартфоны. Можно в нерабочем состоянии!» В листовках используется тот же самый шрифт, которым еще пару месяцев назад печатались объявления о скупке волос и часов из желтого металла.
– Чего это цыгане стали транзисторы скупать? – спрашивает один молодой человек, ждущий маршрутку, у другого.
– Микросхемы подорожали, – отвечает ему другой.
В компьютерных магазинах цены на детали ведут себя странно. Например, в марте они подорожали на 40-60%, а потом, когда курс доллара вроде бы обвалился, подешевели не больше чем на 25%.
Кстати, в России есть собственные производители микросхем. Всего несколько лет назад отечественным электронщикам, выполняющим военные заказы, можно было использовать только комплектующие отечественных же компаний «СИТ», «Протон-импульс», «Радиокомп», «Старлайн», «Техносвязь», «Невской электронной компании»… География была широкая – от Брянска до Екатеринбурга, но все-таки ограниченная.
Теперь, судя по всему, годится и какой-нибудь «Шэнь янь шэнь лунь».
В условиях дефицита микросхем работают даже кредитные организации.
– У меня закончился срок службы банковской карты, – рассказывает знакомый рязанский журналист, – и я пошел в офис банка, как уже делал два раза, когда надо было перевыпустить карту. Там мне сказали: «Лучше используйте пока эту, а иначе новую долго ждать придется». Оказывается, у них с микрочипами проблемы. «Но как же, срок пользования картой ведь закончится?» – «Мы его продлим бессрочно, не волнуйтесь. В транспорте, магазинах, банкоматах ничего не почувствуете. Разве что при онлайн-покупках, где спрашивают время действия карты… Но сейчас на большинстве сайтов эта опция начнет исчезать. Продавцы тоже все понимают».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Как рязанская экономика может встать на военные рельсы
В Рязанской области введен режим повышенной готовности