30 октября, в День памяти жертв политических репрессий, партия «Яблоко» провела марафон «Люди, не убивайте друг друга! (link is external)». Представители региональных отделений партии зачитали имена земляков, расстрелянных во времена сталинских массовых репрессий, сообщает «Вид сбоку».
Председатель рязанского «Яблока» Константин Смирнов озвучил имена семи человек. При этом в базе данных (link is external) «Рязанский мартиролог», составленной рязанским «Мемориалом»*, содержатся данные на 4 872 расстрелянных в годы массовых репрессий жителей и уроженцев рязанских территорий. И этот список не полон. Всего же исследователи «Мемориала»* полагают, что «количество репрессированных в Рязанской области, по самым осторожным оценкам, превышает 35 тысяч человек» (речь идет о всех видах репрессий).
Председатель партии «Яблоко» Николай Рыбаков рассказал, что в Рязани «расстрелы проводились в помещении тюрьмы здания НКВД, также одним из известных мест расстрелов и массовых захоронений является Скорбященское кладбище, где находится стена памяти жертв террора. В 1942 году был организован рязанский лагерь НКВД №178. Спецлагерь был создан для бывших военнослужащих Красной армии, находившихся в плену и в окружении противника. В 1944-47 годах в отделении лагеря содержалось несколько тысяч поляков из числа участников антигитлеровского сопротивления».
Стена памяти над братской могилой казненных НКВД. Скорбященское кладбище Рязани
Рязанцы, чьи имена были названы во время марафона:
– Волков Алексей Яковлевич, уроженец Кадома. Начальник паровозного отделения на станции Рязань. Осуждён в 1937 году военной коллегией верховного суда по обвинению во вредительстве и участии в троцкистской террористической организации на ж/д транспорте. Расстрелян в 1937 году в Москве, захоронен на Донском кладбище. Посмертно реабилитирован в 1955 году.
– Абашин Сергей Гаврилович, уроженец села Мервино Рязанского района. Рабочий – осмотрщик вагонов на ж/д ст. Рязань-1. Осуждён тройкой НКВД по обвинению в антисоветской агитации. Расстрелян в 1938 году в Москве. Захоронен на Бутовском полигоне НКВД. Посмертно реабилитирован в 1958 году.
– Абрамов Михаил Иванович, уроженец деревни Неверово Клепиковского района. Крестьянин-единоличник. Осуждён тройкой НКВД, расстрелян в 1937 году в Москве. Захоронен на Бутовском полигоне. Посмертно реабилитирован в 1958 году.
– Кожина Ольга Алексеевна, член религиозной общины ИПЦ (истинно-православная церковь). Осуждена в 1941 году судебной коллегией по уголовным делам Рязанского областного суда. Расстреляна в том же году спецгруппой Рязанского НКВД на основании постановления Госкомитета обороны СССР от 17 ноября 1941, которым органам НКВД разрешалось приводить в исполнение смертные приговоры, не дожидаясь их утверждения вышестоящей судебной инстанцией.
– Антипов Семён Самуилович, уроженец деревни Федеровка Михайловского района. Санитар родильного дома. Осуждён тройкой НКВД и расстрелян в 1937. Захоронен на Бутовском полигоне НКВД. Посмертно реабилитирован в 1989 году.
– Батманов Василий Иванович, уроженец посёлка Елатьма Касимовского района. Жил и работал в Хабаровске. Председатель Дальневосточного краевого радиокомитета. Осуждён Военной коллегией верховного суда и расстрелян в Хабаровске в 1938 году. Посмертно реабилитирован в 57 году.
– Безлюдский Федор Егорович, уроженец Ряжска. Коллегией ОГПУ приговорён к расстрелу с заменой на 10 лет. Срок отбывал на Соловках. Заключённый Соловецкой тюрьмы особого назначения. В 1937 году особой тройкой НКВД Ленинградской области приговорён к высшей мере наказания и расстрелян в Ленинграде.
Напомним, в преддверии 30 октября в Рязани презентовали электронную базу данных «Лишенцы (Рязанский регион)»
* организация признана иноагентом
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Подписывайтесь на телегу «Новой», чтобы наши новости сами находили вас