У коррупционного скандала вокруг МП «Детское питание» могут появиться новые жертвы
Последние дни как в целом в России, так и в Рязани прошли под знаком борьбы с коррупцией. Арестованному накануне зампреду Совмина Крыма Виталию Нахлупину предъявлено обвинение в «систематическом получении взяток в особо крупном размере» в составе организованного сообщества. Речь идет о 5 млн руб. Вместе с ним также были арестованы еще два высокопоставленных крымских чиновника – бывший замминистра транспорта Валентин Дукорский и экс-замглавы комитета по конкурентной политике Крыма Ярослав Сливка.
Рязань не отстала от федерального тренда и главными обсуждаемыми событиями прошедшей недели стали действия правоохранительных органов, начавшиеся со взятия под стражу директора муниципального предприятия «Детское питание» Александра Дворецкого.
Александр Дворецкий
Ему вменяется получение взятки размером 1 миллион 100 тысяч рублей. Это половина от общей суммы в 2 миллиона 200 тысяч рублей, которую он должен был получить от коммерсанта за подряд на поставку куриного мяса на 35 миллионов рублей. Следственный комитет сообщает, что деньги Дворецкий получил «за заключение договора поставки, отсутствие препятствий при его исполнении и возможность заключения в последующем договоров с представляемыми последним организациями».
Александр Зайкин
В администрации Рязани 25 октября прошли обыски. Советник Карабасова – Александр Зайкин – был задержан, а сам исполняющий обязанности главы администрации города выдержал неприятный допрос. Пока еще не определен его статус в данном уголовном деле – свидетель или подозреваемый, но уже очевидно то, что он – один из однозначно пострадавших руководителей в регионе по итогам данной операции спецслужб.
Сергей Карабасов
Фамилию Дворецкого многие эксперты и представители элит услышали впервые только в связи с его задержанием. Но повышенный интерес к данному делу объясняется тем, что Дворецкий воспринимается как формальный представитель Александра Чайки, поставленный им во главу всего процесса обеспечения питанием школьников Рязани. Сам же Чайка еще недавно уверенно позиционировал себя в качестве будущего главы администрации Рязани. И у него были все основания быть уверенным в подобной перспективе. Ведь всю основную подготовительную работу по его продвижению в главное кресло города обеспечивал Игорь Коськин. Постепенно данный олигарх стал самым влиятельным политическим кукловодом нашего региона. Он уже давно обогнал прочих своих «коллег» типа Игоря Трубицына, но в отличие от многих предпочитает лично не засвечиваться. Единственный раз ему не удалось скрыть своего непосредственного участия в масштабном политическом проекте. Произошло это при организации противостояния депутатов гордумы Рязани Олегу Ковалеву в выработке формата будущей судьбы муниципального «Водоканала». Во всех остальных случаях он действовал через Александра Чайку, который и являлся проводником его интересов.
Александр Чайка
С одной стороны, Чайка должен был понимать, что в случае открытой фазы конфликта между властью и группой Коськина именно Александр Антонович станет первой жертвой. В то же время, именно такой формат работы позволил бывшему капитану украинской армии долгое время считаться одним из представителей высшей политической элиты региона. Тщеславие превысило чувство опасности, а корысть притупила инстинкт самосохранения? Благодаря своему статусу в городской иерархии Александр Чайка договорился с Сергеем Карабасовым о том, что во главе муниципального предприятия, обеспечивающего питанием все школы города, встанет его человек. Условия договоренностей известны только им двоим. Это могла быть нематериальная помощь малоопытному главе администрации по сглаживанию нападок на него со стороны депутатского корпуса. А поводы для таких нападок появлялись регулярно. Стоит признать, что никто пока еще не мог утверждать о том, что Карабасову удалось организовать не то что эффективную, но хотя бы нормальную работу администрации города. Занимая две должности – заместителя председателя городской Думы и руководителя самой крупной депутатской фракции – «Единой России», Чайка мог реализовать подобное. Например, вводя депутатов в заблуждение по поводу того, что приказы о поддержке Карабасова и игнорированию его постоянных управленческих провалов исходят как от областного, так и от партийного руководства. Мало кто из депутатов имел возможность прямого общения с упомянутыми фигурами и не мог проверить достоверность слов Чайки.
Не исключено, что заинтересованность Карабасова была не только нематериальной. На допросе Дворецкий указал, что часть взятки он передал советнику Карабасова – Александру Зайкину. Причем интересны пропорции этого распределения. Получив 420 тысяч, директор предприятия оставил себе только 70, а 350 отдал советнику мэра. То есть сам он довольствовался примерно 15%. Выглядит сомнительным факт того, что 85% незаконного обогащения доставалось всего лишь советнику мэра. Если бы это было так, то Карабасов не просто неумелый управленец, но и недалекий человек. По иерархической структуре администрации города советник подчиняется только одному человеку – главе администрации. И только один человек – глава администрации города может создать благоприятные условия функционирования муниципального предприятия, снабжающего подчиненные администрации муниципальные школы и детские сады города. Советник мэра при всем желании не мог оказывать влияние на чиновников администрации и директоров школ и заведующих детскими садами города.
А влияние там требовалось основательное. Все чаще руководители бюджетных учреждений должны были мириться с качеством и ценами поставляемых продуктов и своими подписями заверять правомерность перечисления бюджетных и родительских денег на счет данного предприятия. К слову, задержание Дворецкого совпало с еще одним событием – в соцсетях появилось видео из столовой школы № 57, на котором видно, как работники сливают в бак суп из тарелок и перекладывают нечто голыми руками. Тут же губернатор Рязанской области Николай Любимов пришел в эту школу с проверкой. Он поручил директору школы лучше контролировать работу столовой и заявил, что к организации питания в школах и в целом есть претензии. Естественно, что претензии появились не в один день. Просто ранее директора школ были вынуждены молчать об этом. И губернатор узнал о проблеме из соцсетей, а не от руководства Рязани или установленных в городе «будок гласности». К слову сказать, внеплановый выезд Любимова в школу косвенно выводит его из списка подозреваемых в том, в чем можно осознанно заподозрить Сергея Карабасова.
Говорят, что сперва сам Чайка не сильно переживал вокруг сложившейся ситуации. Вроде бы даже бравурно ссылался на то, что дело находится в юрисдикции прокуратуры Советского района, а прокурор района – Роман Никонов – его сосед по квартире и большой друг. Но мы не разделяем такую уверенность пока еще руководителя «Единой России» Советского района Рязани. Даже если ранее дружба, на которую он ссылается, и могла приносить выгоду и безопасность, то сейчас ситуация изменилась в корне. Но сам Чайка понял это слишком поздно. Говорят, что коробки и сумки из дома он начал массово вывозить не после ареста Дворецкого, а только после задержания Зайкина. Так в чем же уникальность сегодняшних событий по сравнению с прошлой деятельностью МП «Детское питание»?
Восстановим хронологию. Предприниматель из Ростова-на-Дону приехал в Рязань и обнаружил, что мясо кур, закупаемое для питания школьников, обходится бюджету дороже, чем может предложить он. Даже с учетом пути в тысячу километров от Ростова до Рязани. Он направил предложение в профильное муниципальное предприятие города. По словам самого Дворецкого, он попробовал предлагаемую продукцию и признал ее качественной. Далее детали могут быть известны только обладателям оперативных съемок. Каким-то образом поставщика убедили в том, что он должен принести Дворецкому 2,2 миллиона рублей для заключения контракта на поставку кур на сумму 35 миллионов рублей. Дальше опять можно только догадываться о деталях, но, по данным следствия, 17 августа 2018 года директор МП «Детское питание» Дворецкий в своем автомобиле в Рязани получил взятку в сумме 420 тысяч рублей. Часть взятки в размере 70 тысяч рублей Дворецкий оставил себе, остальные деньги передал советнику главы администрации города Рязани Александру Зайкину. Задержан Дворецкий был 20 октября, Зайкин – 26 октября. То есть через два с лишним месяца после самого факта передачи взятки.
По данному поводу в городе бытует несколько версий. Все они базируются на обрывочной информации, получаемой из различных источников. Рязань – небольшой город. Кто-то с кем-то учился, лечился, водил детей в секции, встречался на юбилеях общих друзей и т.п. В связи с чем информация в кругах людей равного социального статуса распространяется стремительно. Но пока не все пазлы еще стали достоянием общественности, итоговая картина не может считаться однозначной. Поэтому существует в виде нескольких равновероятных версий.
Итак, первая странность – 65 дней между получением взятки и задержанием взяточника. Если вспомнить откуда прибыл в Рязань поставщик, то ситуация начинает играть новыми красками. И именно это отличает ее от всех предыдущих. Явно не мелкий предприниматель предлагает продукцию хорошего качества по более низкой цене по сравнению с тем, что бюджет тратил ранее. Если предположить, что с него начали вымогать за это взятку и он был вынужден ее дать, то, вернувшись к себе на родину, он приводил бы этот пример как иллюстрацию работы администрации Рязани. А его малая родина является ею же и для главы Рязанского областного управления ФСБ генерала Сергея Ерофеева. Как и для вице-губернатора региона – по некоторым публикациям – генерала СВР Игоря Грекова. Оба они периодически общаются со своими земляками. И упомянутые 60 дней могли быть именно тем сроком, когда по теории шести рукопожатий информация дошла до них. И на передачу очередного транша взятки ростовчанин пошел уже с помеченными купюрами. Что и стало началом конца продуктовой эпопеи Александра Чайки в составе созданной им организованной группы лиц по предварительному сговору.
Вторая странность – недельная задержка между задержаниями Дворецкого и Зайкина. Если, как пишут СМИ сейчас, они сразу поделили взятку, то к чему была эта неделя? Ждали, кому Зайкин понесет деньги дальше, но он так и не вышел с ними из здания администрации города? Ходил между своим кабинетом и кабинетом Карабасова. В связи с этим бытует и другая версия. Да, поставщик передал Дворецкому 420 тысяч рублей. Да, из них у получателя при аресте обнаружили только 70 тысяч. А остальные вроде бы нашли, но уже через неделю после ареста Дворецкого в автомобиле Зайкина, который был припаркован во внутреннем дворе администрации города и никогда не запирался им. Во-первых – куда он денется с закрытой охраняемой территории, а во-вторых, чувствительная сигнализация срабатывала на дворовых котов, и сирена выла бы под окнами руководства города. И альтернативная версия гласит о том, что деньги в автомобиле советника мэра могли появиться уже после ареста Дворецкого и именно перед тем, как тот дал показания о том, что он передал их Зайкину. Двор не оснащен камерами видеонаблюдения, но, говорят, что рядом с автомобилем советника свое авто часто парковал Александр Чайка.
Если бы эта версия являлась реальной, то стоило бы признать ее осмысленность. Зайкин – уроженец Ростова-на-Дону. Видимо, он не был приближен к вице-губернатору, иначе бы занимал какой-нибудь весомый пост в областном правительстве, а не был на побегушках у несерьезной фигуры – Карабасова. Но попытка превратить его в основного получателя взяток может преследовать несколько целей. Во-первых, это вывод из-под удара основного выгодополучателя всего бизнес-проекта. Во-вторых – слабая надежда на то, что у Зайкина с Ерофеевым найдутся общие ростовские знакомые, которые смогут замолвить за него словечко. А в случае развала уголовного дела поблажка может выйти и Дворецкому. Ну и третья цель – бросить тень на областное руководство. Кто там станет разбираться в близости ростовчан друг к другу. Придумать такую комбинацию Чайке было бы не под силу. А вот Коськину – вполне.
Как можно заметить, данное не сильно крупное по масштабам города дело обнажило накопленные внутриэлитные проблемы в регионе. При этом, обсуждая сам факт взятки, попавшей в поле зрения силовиков, многие упускают из виду системность проблемы. Мало кто поверит в то, что эта взятка была первой и единственной и нарушители сразу были разоблачены правоохранительными органами. Значит, не трудно догадаться, что получаемые как директором муниципального предприятия, так и стоящими за его спиной влиятельными городскими чиновниками средства являлись платой за какие-то нарушения. Скорее всего – за возможность поставки продукции низшего качества по завышенным ценам. А это означает, что дети в школах и детских садах получали меньшее количество питания, да еще и невысокого качества. И это нарушение гораздо весомее обычных взяток, потому что приводит к ухудшению здоровья рязанских детей и в итоге к снижению здоровья нации и продолжительности жизни. И наказание за подобное должно быть не просто неизбежным, но и самым суровым. В назидание остальным и во избежание повторения подобного. И понести ответственность должны не только рядовые исполнители, но и стоящие за ними покровители. И уйти от ответственности им не должны помешать ни депутатские мандаты, ни высшие муниципальные должности.