Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№37 от 6 октября 2022 г.
Гостей не соберешь
Команда нового губернатора мечтает о туристическом буме, не представляя, какую цену придется за это заплатить

Чуть больше двух недель назад Павел Малков официально вступил в должность рязанского губернатора. Оценивать его работу в качестве полноценного главы региона, естественно, еще рано. Поэтому «Новая» продолжает анализировать основные положения предвыборной программы руководителя области. Первая часть нашего обзора была посвящена общим впечатлениям о документе, вторая касалась планов по модернизации здравоохранения. На очереди блок, посвященный формированию комфортной и безопасной среды, сохранению исторического облика и повышению туристической привлекательности.


Рязанский кремль. Фото: РЗН.инфо

12 магнитов для экскурсантов

В малковских тезисах для достижения обозначенных целей выделено двенадцать приоритетов:

1. Разработка муниципальных программ благоустройства дворов, строительства и реконструкции детских площадок.

2. Создание пешеходного маршрута – Лесопарк – Набережная – кремль – Лыбедский бульвар – Центральный парк культуры и отдыха (ЦПКиО).

3. Развитие уже упомянутого Центрального парка культуры и отдыха.

4. Восстановление Нижнего городского сада (в просторечии более известного как Пьяный парк).

5. Реконструкция Торгового городка.

6. Разработка стратегии восстановления памятников архитектуры.

7. Создание не менее двадцати новых туристических объектов.

8. Благоустройство 298 общественных территорий.

9. Реконструкция территории Рязанского кремля, завершение восстановления Успенского собора и Богоявленской церкви.

10. Строительство музейного центра Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника.

11. Развитие туристической инфраструктуры в рамках федерального проекта «Большое золотое кольцо».

12. Реализация проекта музеефикации объектов Старой Рязани.

Простор для маневров

Итак, цели поставлены амбициозные, но, как обычно, при анализе столь масштабных планов возникают три логичных, но каверзных для авторов программы вопроса:

– На какие деньги все это планируется осуществить?

– Кто будет добывать финансирование?

– Как обеспечить реализацию идей от старта до конечного результата?

Начнем с уровня поставленных задач. Первые пять приоритетов – это, по сути, компетенция муниципалитетов, причем четыре из них касаются Рязани. Если бы города, районы и их руководители обладали большей финансовой самостоятельностью (и главное, состоятельностью), то проекты можно было хотя бы частично реализовать силами местных бюджетов. Но это утопия, а посему остается надеяться на слаженную работу куратора региональной туристической сферы, зампреда облправительства Артема Никитина и главного лоббиста рязанских проектов – депутата Госдумы Андрея Макарова.

Еще находясь в ранге врио, Павел Малков активно поддержал идею пешеходного маршрута от Лесопарка до ЦПКиО. Задумка многообещающая, правда, немалую часть семикилометрового маршрута занимают разбитые дороги, ветхие и даже заброшенные дома, неухоженная территория плюс железнодорожный переезд, не слишком приспособленный для туристических групп.

Как утверждают наши коллеги из интернет-издания РЗН.инфо, идея подобного маршрута не нова. Еще в 2012 году общественники предложили создать велодорожку «Рязанский кремль – ЦПКиО», проложенную без пересечения с автомобильными трассами. В 2019 году аналогичный, но уже пешеходный маршрут стали продвигать студенты Политеха, и власти даже взялись за его реализацию. Но дело застопорилось, скорее всего, из-за пандемии коронавируса, и далее его отложили на неопределенный срок.

Создание такой пешеходной магистрали для экскурсантов потребует немало средств, согласований с РЖД и собственниками земельных участков, находящихся на территории этого виртуального маршрута. Точных сроков, сумм и фамилий ответственных лиц, необходимых для осуществления задумок, изложенных в малковских тезисах, не указано, а такие условия оставляют региональной власти широкий, как плац в Сельцах, простор для маневров, временной потери памяти и популистских заявлений.

Пляски в бюджетном тумане

Среди выбранных приоритетов хватает туманных формулировок. Взять хотя бы развитие ЦПКиО. За последние годы в парке уже было сделано немало: отреставрирован Зеленый театр, установлены скамейки, урны, туалеты, частично облагорожена набережная Рюминского пруда, подновлены входные группы и смонтировано освещение. Но одно дело освоить выделенные деньги, другое – поддерживать объекты в достойном состоянии.

Не секрет, что пешеходные дорожки в парке уже местами разбиты, а большинство детских развлечений платные или же явно не соответствуют потребностям прогуливающихся. Пока кроме критики этих недостатков новые областные власти ничего не говорят о том, как же планируется развивать Центральный парк в ближайшие годы.

Среди заявленных целей есть уже начатые проекты, такие как реконструкция Торгового городка, но насколько итоговый облик рязанской ВДНХ будет соответствовать замыслам, обнародованным еще при Николае Любимове, доподлинно неизвестно. Не исключено, что саратовские варяги по-своему видят это общественное пространство, которое еще год назад собирались сделать резиденцией рязанских брендов и специалитетов. Сейчас понятно, что задекларированный торжественный пуск объекта в эксплуатацию отложен. На неопределенный срок. Ломать – не строить.

Также никакой ясности нет с переездом рязанского историко-архитектурного музея-заповедника в новое здание и реконструкцией самого кремля. Это уже федеральный уровень финансирования, и каждый новый срок новоселья может говорить лишь о слишком вольном отношении к многомиллионным бюджетным траншам. Проектов преображения кремлевской территории при разных губернаторах выдвигалось немало, но так как объект находится в ведении епархии, любые преобразования требуют дополнительных согласований. И здесь от губернаторской команды потребуется особенная гибкость.

Плотник и стерлядь

Некоторые из поставленных в малковской программе задач даже не предполагают достижения осязаемого результата – например, разработка стратегии восстановления памятников архитектуры. Писать этот архиважный документ можно хоть до конца губернаторского срока Павла Викторовича, а под пафосные разговоры о культурном наследии (о подозрительном поведении отвечающих за это направление чиновников читайте здесь) можно любезно передать застройщикам не один десяток заповедных гектаров.

Пожалуй, самая любимая и легко выполнимая чиновниками с росстатовским прошлым часть предвыборной программы – пункты, снабженные конкретными цифрами. Туристический раздел предполагает в течение пяти лет создать не менее двадцати новых туристических объектов и благоустроить 298 общественных территорий. За общественную территорию может сойти крошечный дворик, а туристическим объектом легко назвать даже маленькую архитектурную композицию в честь рязанско-саратовской дружбы – косопузого плотника, держащего за хвост стерлядь, изображенную на гербе волжского города.

Некоторые проекты, такие как музеефикация Старой Рязани, вообще придется начинать с нуля, так как необходимой инфраструктуры в этом живописнейшем месте до сих пор нет. Что же касается участия Рязани в «Большом золотом кольце», то оно пока зафиксировано лишь на бумаге и важно, чтобы застрельщики проекта не обвели рязанских чиновников вокруг пальца.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

«Желающих смотреть на руины не так уж и много»

Ксения ПАНАЧЕВА, создатель туристического проекта «Я вам покажу»:


Ксения Паначёва рассказала Павлу Малкову о проблемах Рязани

– Туристическая привлекательность – это, прежде всего, качественное благоустройство: освещение, лавочки, урны, туалеты, уборка мусора. Просто надо прибраться в городе и не только в нем. Банально, но без этого звать гостей – только позориться. Еще одна составляющая – это реставрация памятников архитектуры. У нас в регионе преобладает культурно-познавательный туризм. И мы, действительно, обладаем уникальными объектами. Но по большей части они находятся в запущенном состоянии. Желающих смотреть на руины не так уж и много. Приток туристов невозможен без создания новых объектов показа: музеев, прогулочных зон, культурных пространств. Все ключевые государственные музеи региона были созданы еще во времена СССР. Получается, область до сих пор выезжает на том, что создавали отцы и деды.

«Нужно развивать такое важное направление, как экономика наследия»

Игорь КОЧЕТКОВ, заместитель председателя Рязанского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры:


Фото: rg62.info
 

– Для того чтобы туристы захотели приехать в Рязанскую область, недостаточно энного количества гостиниц, ресторанов и развлекательных центров. Нужны объекты показа, наполненные смыслом, то есть здания, рождающие исторические, литературные, музыкальные и художественные ассоциации. Чтобы таких точек притяжения становилось больше, нужно сделать все возможное, чтобы сохранить Рязань в списке исторических поселений, которые имеют особое значение для истории и культуры региона. Иначе центр города будет безжалостно застроен, и появившиеся новоделы лишат его остатков очарования. Сейчас нужно развивать такое важное направление, как экономика наследия, учитывая опыт других городов, например, подмосковной Коломны.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Всем по миллиону – и расселяй!

Подписывайтесь на телегу «Новой», чтобы наши новости сами находили вас 

Борис Синицын