В Рязанском областном суде продолжаются слушания по делу о детской площадке, которое тянется с 2019 года. В растрате при установке оборудования в Лесопарке обвиняются бывший и.о. мэра Рязани Сергей Карабасов, экс-начальник городского управления ЖКХ Игорь Ковалёв и директор компании подрядчика Михаил Пузанов.
Слева направо: Ковалев, Карабасов и Пузанов перед одним из прошлых заседаний общаются с родными по видеосвязи. Фото: vidsboku.com
Напомним, в конце 2021 года Советский райсуд уже вынес обвинительный приговор со сроками от почти трех до пяти лет. Но следом все трое подали апелляции. Рассмотрев их, областной суд решение «младших» коллег отменил, вернув дело обратно – в райсуд. Дальше прокуратура обжаловала решение облсуда в Москве, и дело снова оказалось на рассмотрении этой инстанции.
Занимательная хронология
Тем временем фигуранты вышли из СИЗО (в мае 2022 года после вердикта облсуда), сейчас они на свободе. Судья же, приговоривший всех к колонии и назначивший штрафы даже большие, чем просила прокуратура, скончался – Михаил Петрухов умер в санатории Ставропольского края осенью 2022-го.
С приговором, составленным Петруховым, теперь и разбирается облсуд.
Судья Петрухов. Фото: rzn.info
Работы у него немало. Подмена понятий и введение нового термина (в жизни несуществующего), игнорирование важных свидетельских показаний и выводов профильных ведомств, принятие за случившиеся факты событий, которые не доказаны – это лишь верхушка айсберга.
«Новая» уже писала о ряде нестыковок в этом деле. В частности, в материалах «Немодный приговор» и «Игра со словами и закрытыми глазами».
Мы предположили, а сами в этом просто уверены, что в будущем особенности этого процесса войдут в учебники юриспруденции – в раздел «Как не надо делать».
Сегодня хотим обратить внимание читателей на еще один абсурдный аспект «дела о площадке». Но сначала кратко восстановим хронологию событий.
Весна 2018 года. Мэрия презентовала проект благоустройства Лесопарка, в том числе детскую площадку. Позже через сайт госзакупок был заключен контракт с компанией «Уютный двор» Михаила Пузанова.
Лето 2018 года. Подрядчик изготовил оборудование, но мэрия не успела подготовить безопасный участок под его детскую, а если точнее – игровую часть. Потому установили лишь спортивную – она была представлена уже на открытии центра «Под мостом» в августе 2018-го. Игровой же комплекс временно отправили на склад.
Спортинвентарь в центре «Под мостом». Фото: vk.com/lesopark62
Чтобы рассчитаться с «Уютным двором» – поскольку он свои обязательства выполнил в срок – акт о приемке работ подписали летом 2018-го. А всё оборудование приняли на баланс в муниципальную собственность.
Сентябрь 2018 года. Игровое оборудование установили в сквере у кремля.
Май 2019 года. Журналистка ГТРК «Ока» Ирина Чепелева на всероссийском медиафоруме сообщила Владимиру Путину, что в Рязани не установили детскую площадку в Лесопарке стоимостью почти пять миллионов.
Ирина Чепелева
Июнь 2019 года. Все три фигуранта – Карабасов, Ковалев и Пузанов – задержаны, возбуждено уголовное дело о растрате.
А теперь вернемся сразу в наши дни: февраль 2022 года, областной суд ломает голову над творчеством коллег суда районного.
Кабинет-призрак
Приговор последнего сверстан так, что одними из ключевых стали недоказанные факты. Например, Ковалев и Пузанов, то есть руководители городского управления ЖКХ и фирмы-подрядчика, якобы подписали контракт в кабинете первого. Как это возможно, если договор заключает муниципальный центр торгов? Документ оформляют в автоматизированном режиме – через сайт госзакупок и с помощью электронных подписей.
Нарисуй денюжку
В приговоре фигурантам приписали хищение. Вопрос – хищение чего? Если оборудования, то оно стоит денег, и они перечислены подрядчику по договору. Рубль в рубль. Стоимость работ не завышена (что тоже проверили), в фирме Пузанова поступившие средства пошли на зарплаты и другие производственные расходы. Это выяснилось в ходе бухгалтерской экспертизы, которую провело региональное управление МВД, но в приговоре ее выводов отчего-то нет.
Обвинительное наклонение
Уже приведенные нами факты, касающиеся установки оборудования в 2018-м и взятии его на баланс города, подтверждены показаниями нынешней главы администрации Рязани Елены Сорокиной (в 2018-м она была вице-мэром). В суде Сорокина заявила, что:
– контракт подрядчик исполнил полностью,
– ущерба муниципалитету нет,
– всё оборудование используется городом по целевому назначению.
Однако слова Сорокиной райсуд вставил в приговор частично и так, как было нужно для обвинения, признав горадминистрацию пострадавшей стороной.
Детский комплекс в сквере у кремля – ровно такой же, что указан в той самой госзакупке
Но кроме слов чиновницы есть акт Контрольно-счетной палаты Рязани (от апреля 2019-го, то есть еще до заявления журналистки Чепелевой и задержаний). Аудиторы выяснили: оборудование установлено, контракт исполнен полностью, деньги бюджета использованы по целевому назначению, ущерба городу нет.
Что после этого пишет райсуд в приговоре? Что ущерб есть, причем равный полной стоимости контракта.
Занавес.
Забавная приписка
Показания еще трех важных свидетелей вообще испарились. А они лучше высокого начальства знали об установке оборудования. Это уже бывшие руководители муниципального Лесопарка Виталий Исаев, Дирекции благоустройства мэрии Андрей Шестопалов и управления благоустройства мэрии Вячеслав Несин. Все они указывали, что площадка никуда не исчезла.
Так, Исаев рассказал, что за день до медиафорума, где Чепелева озвучила свой вопрос президенту, в Лесопарке были замечены журналисты. На предложение дать им комментарий они отказали и, как уточнил Исаев, «тут же ретировались».
Были в том процессе и забавные моменты.
«В суде директор Лесопарка пояснил, что Сергей Карабасов подписал распоряжение об установке детской площадки на площади Соборной (в сквере у кремля, – ред.), – сообщал портал ya62.ru осенью 2020-го. – В подтверждение своих слов Исаев передал документы с проектом судье. Изучая их, судья нашел забавным комментарии, написанные на листах: «На хрена она тут нужна».
Приписку, судя по всему, сделал Карабасов.
Важнее другое: в приговоре Советского райсуда отсутствуют показания Шестопалова, Несина и Исаева. Равно как и такие же показания самих фигурантов.
Новое слово в судопроизводстве
Процедуру выбора подрядчика правоохранители сначала называли конкурсом, затем аукционом (хотя у них разные алгоритмы). Но суд пошел дальше и ввел новый термин – «конкурентная закупочная процедура». Ни финансисты, ни юристы бюджетных учреждений, работающих в системе госзакупок, с операцией под таким названием не сталкивались.
Суд же использовал ее как существующую и проведенную – само собой – с нарушениями.
Кстати о нарушениях: как процедуру ни назови, но они могли быть. Чтобы это проверить, привлекли антимонопольщиков. Специалисты регионального УФАС дали свой вывод: контракт заключен в строгом соответствии с законом «О контрактной системе».
Но ни УФАС, ни аудиторы, ни управление МВД райсуду не указ. Указ был один – президент. После слов Чепелевой Путин, обращаясь к главе Следкома Бастрыкину, предположил, что тот «шанса проявить свои профессиональные качества не упустит».
Но слова президента оказались интерпретированы иначе – «посадить во что бы то ни стало». Что планомерно и исполняют.
С тех пор вопросы по делу Карабасова к следствию, прокуратуре и суду только копятся. У СМИ же есть еще один вопрос, с Лесопарком не связанный.
Озеро безнадежности
На медиафоруме, состоявшемся в 2020 году, корреспондент из Рязани Иван Артеменко рассказал главе государства, что озеро Дикая утка засыпают строительным мусором. А найти управу на тех, кто губит водоем посреди города, ну никак не могут. Президент ответил, что обязательно «посмотрит», о чем речь.
Прошло полтора года, и в декабре 2021-го сразу два события: Карабасову и Ко присуждают реальные сроки за хищение, которого не было, а СМИ Рязани снова сообщают о Дикой утке – здесь обнаружили новую свалку чудовищных размеров. «Новая» писала об этом в материале «Они включили дурака».
С тех пор судебные органы никак не завершат процесс по Лесопарку, продолжая отнимать силы и время у всех его участников (не говоря уже о нервах фигурантов). А по поводу судьбы гибнущего озера Фемида хранит молчание.
Не до того.
P.S. Пока по этому делу в облсуде объявлен перерыв. Следующее слушание состоится 27 февраля.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Три довода для горячих голов
Часть рязанцев, судя по обращениям в редакцию, по-прежнему уверены, что Карабасова и Ко нужно посадить. И это – наглядный пример того, как порой внушаемы люди. Ведь у силовиков и была задача отправить фигурантов за решетку под радостное улюлюканье толпы. На вопросы наших читателей, считающих, что за такое «в древние времена руки отрубали», ответим следующее. Во-первых, УФАС и Контрольно-счетная палата нарушений при закупке не нашли. Во-вторых, поскольку имущество служит городу, оно в целости, а деньги на него потрачены адекватные, то даже при нарушениях – это административный, но никак не уголовный кодекс. И, главное, в-третьих: те силы и огромное количество трудочасов за казенный счет, которые следствие и суд потратили на разбирательство вокруг площадки, можно было бы направить на расследование по-настоящему коррупционных схем, создаваемых органами власти и отдельными госучреждениями. «Новая» о таких примерах пишет регулярно. Один из последних изложен в материале «В гольф-клуб за миллион», который был посвящен финансовым фокусам руководства муниципального предприятия «КВЦ». Но у силовиков, видимо, другие приоритеты.
КСТАТИ
Место под площадку в Лесопарке в 2018-м не подготовили в том числе потому, что под нее пришлось бы вырубить деревья. Взамен решили перенести оборудование. Чем такая инициатива закончилась, вы уже знаете.
Мэрия сделала выводы и осенью 2022-го уже ради другой детской площадки в Лесопарке ликвидировали-таки деревья – участок на фото ниже.
Итог: лавина возмущения в соцсетях.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Облсуд не в состоянии определить дату выхода материала ВКонтакте
Подписывайтесь на телегу «Новой», чтобы наши новости сами находили вас