В администрации Рязани на 6 июля назначено проведение знаковых публичных слушаний
Предложенные в 2017 году на заре появления во главе Рязанской области Николая Любимова логотип и слоган Рязани не прижились.
Потому что логотип оказался заимствованным у зарубежного шампуня и мази от геморроя, а слоган выглядел неоднозначным. «Рязань – больше, чем город». Каждый мог интерпретировать данное утверждение применительно к ситуации и своему отношению к ней.
Сегодня можно вновь вспомнить тот плод странного креатива и с уверенностью подтвердить, что Рязань точно отличается от других городов.
Что сегодня является общественно-значимым приоритетом для всей страны? Бесспорно, это стартовавшие выборы депутатов Государственной Думы, которые пройдут 19 сентября. В минувшие выходные прошли последние съезды федеральных партий, планирующих побороться за вожделенные мандаты. И на предстоящие 2,5 месяца текущая жизнь во многих регионах ставится на «паузу», а все силы бросаются на обеспечение планового результата выборов.
Во многих регионах, но не в Рязани. Здесь на 6 июля назначено проведение публичных слушаний. На них вынесен вопрос о проекте изменений в Устав города, расширяющий полномочия рязанской городской Думы: согласование Думой назначения и освобождения от должности заместителей главы администрации, руководителей подразделений администрации, директоров муниципальных предприятий.
Решение о назначении публичных слушаний по данному вопросу было принято на заседании Думы 21 июня. Проект решения внес депутат от «Справедливой России» Сергей Караев. За эту инициативу проголосовали 24 депутата из 38.
Сергей Караев
В чем же важность и неотложность данного вопроса, если его рассмотрение назначается в период, когда, условно говоря, птица гнезда не вьет, девица косу не плетет?
Если послушать косноязычные объяснения инициаторов, то мало кто с ними не согласится. Не стала исключением и наша редакция, которая в принципе не могла быть против декларируемых стремлений к «народному контролю» за назначением статусных чиновников городской администрации и руководителей муниципальных предприятий.
Правда, контроль «народным» можно назвать с очень большой долей условности. Ведь предлагаемые изменения планируют участие «народа» не напрямую, а через депутатов гордумы. Которые называют себя «народными избранниками» и «представителями народа». В этом контексте невольно вспоминается старая фраза о том, что народ ест черную икру устами своих лучших представителей.
Что же касается сегодняшнего депутатского корпуса, то мало кто сможет назвать их «лучшими представителями» народа. Такова печальная действительность текущего момента. И ни для кого не является секретом тот факт, что большинство депутатов Рязгордумы представляют интересы олигархических группировок, а бывает, что греха таить, и группировок преступных. Иметь подконтрольных себе депутатов считается таким же элементом престижа для олигархов местного масштаба, как люксовые иномарки, престижная недвижимость и содержанки модельной внешности.
Неспроста же появилось в народном лексиконе слово «депутана». Не спорим, попадаются депутаты, которые реально хотят изменить окружающую жизнь к лучшему. Но таковых с каждым днем становится все меньше. А их наличие лишь доказывает общее правило, как исключение в математике.
Согласимся: народный контроль над всеми процессами общественно-политической жизни полезен и необходим. Начиная с выборов, заканчивая установлением налогов и распределением бюджетов. Но будучи реалистами, прекрасно понимаем, что не всегда подобная как бы демократия приносит пользу. Благими намерениями известно куда дорога выстелена.
Можно предположить, что если бы на всеобщий референдум был вынесен вопрос о налогах, то они все были бы отменены. А дальше без поступлений в бюджет довольно быстро рухнуло бы все городское хозяйство. Да и всенародные выборы не дают гарантии получения того результата, который ожидался. Вспомним мэра Рязани, избранного всенародным голосованием - коммуниста Павла Маматова. Прошедший на популистских лозунгах, бывший начальник отдела кадров Приборного завода стал единственным в рязанской истории мэром, который был отстранен от должности решением суда, а затем и осужден по уголовной статье. Уголовные дела на бывших рязанских градоначальников Валерия Рюмина и Сергея Карабасова были заведены уже после их увольнения с должности. А уголовное дело на Федора Провоторова закрыто в связи с истечением срока привлечения к ответственности. Так что единственный рязанский опыт всенародных выборов мэра оказался в итоге провальным.
Та спешка, в которой впервые за долгие годы предпринимаются попытки внесения изменений в Устав Рязани, заставляет серьезно задуматься о целеполагании данной инициативы. Если депутаты хотят экстренно прописать в Устав города норму согласования с ними назначаемых чиновников и директоров предприятий, значит предстоит какое-то назначение? И они хотят либо предотвратить его, либо обеспечить назначение кандидатуры, которая другим способом назначена не будет. И тут совсем ничего не сходится.
На сегодняшний день Уставом Рязани предусмотрено согласование с депутатами назначения заместителей главы администрации города. Предлагаемые же изменения в Устав предполагают расширение этого списка за счет начальников управлений мэрии и директоров муниципальных предприятий. И тут повисает резонный вопрос: «ЗАЧЕМ?». Что и кому это даст? Получается, что никому и ничего. Сегодняшняя практика назначения заместителей мэра показала, что если депутаты даже выступают против такого согласования, то заместитель спокойно работает с приставкой «и.о.». Как это произошло с Алексеем Пустоваловым. Либо чиновник и вовсе не выносится на согласование с депутатами и работает с той же приставкой, как заммэра по горхозяйству Борис Ясинский. И это может продолжаться неограниченное время. Курирующий в мэрии вопросы земли, собственности и строительства Сергей Савин работает в статусе «и.о.» уже несколько лет и никого это не смущает. Скажем больше, бывший градоначальник Сергей Карабасов весь срок полномочий по управлению Рязанью наход ился в статусе «исполняющий обязанности главы» и ни разу это не помешало ему ни в работе, ни в итоговой ответственности за совершенные действия.
Получается, что фактически (даже при наличии прописанной нормы в Уставе) депутаты не могут помешать назначению городских чиновников высшего уровня. Следовательно, не смогут повлиять и на средний уровень, если поправки будут приняты.
Может быть, целью является не препятствование назначению кого-то, а назначение своих кандидатур? Но и тут не видно перспективы. Назначение производит глава администрации, а депутаты как сегодня не могут сами назначить никакого заместителя минуя мэра, так и в дальнейшем не смогут назначать директоров предприятий. Потому что существует разделение полномочий между исполнительными и представительными органами местного самоуправления. Мэр Рязани не имеет права голоса на заседаниях Гордумы, а депутаты не могут подменять работников администрации в их работе. Каждый имеет свой круг полномочий, за который и несет персональную или коллективную ответственность.
Получается, что предлагаемые изменения в Устав Рязани о якобы повышении роли депутатов в управлении городом, не дают никому дополнительных практических рычагов влияния на ситуацию. Сегодня у депутатов имеется множество полномочий для «парламентского» контроля, отстаивания интересов избирателей и реализации их наказов. Но мало кто торопится ими воспользоваться.
Зачем же затевается расширение полномочий, если не используются имеющиеся, да еще в самое «горячее» предвыборное время?
Можно предположить, что какие-то политические силы попытаются использовать эту тему в предвыборной борьбе. Но это будет очень трудно превратить в голоса избирателей в силу рассмотренных ранее тонкостей данного процесса.
Интересную версию происходящего в гордуме озвучил бывший мэр Рязани, а сегодня депутат Олег Шишов.
Олег Шишов
Единственный депутат, имеющий опыт управления городом, Олег Владимирович выступил категорически против внесения данных изменений. По его мнению, это может привести к усилению неконструктивного раскола в депутатском корпусе, что парализует продуктивную работу Думы. И при этом не добавит никакой пользы ни жителям Рязани, ни самим депутатам. Он считает, что вынесение данного вопроса является некой «перекличкой» депутатов, которых готовят к голосованию за какое-то решение, требующее консолидации и большинства голосов. И это точно не Устав Рязани.
Также в Рязани обсуждается версия о том, что список депутатов-инициаторов данных поправок совпадает со списком депутатов, по которым завершается расследование уголовных дел по присвоению бюджетных средств, выделяемых в качестве «компенсации депутатских расходов». В случае любого приговора суда, даже не связанного с реальным сроком заключения, депутатские мандаты будут аннулированы. И публичные позывы этих людей к изменению Устава Рязани якобы в интересах жителей будут потом использованы ими как аргументы для объяснения, почему именно их лишили мандатов. Готовят себе к следующим выборам ореол пострадавших от произвола.
Наверняка, существуют и другие причины, которыми руководствовались организаторы данной нелогичной и несвоевременной инициативы. Депутаты, руками которых все это реализуется, скорее всего даже обо всем и не подозревают. Большинство используется «втемную» под прикрытием красивых лозунгов и благих намерений. Но, как уже говорилось выше, известно куда ими выстелена дорога.