Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
Рязанское зазеркалье (13.02.2023)
В деле о площадке в Лесопарке одни факты возникли из ниоткуда, другие исчезли. Отбором занимались следствие и суд

В Рязанском областном суде продолжаются слушания по делу о детской площадке, которое тянется с 2019 года. В растрате при установке оборудования в Лесопарке обвиняются бывший и.о. мэра Рязани Сергей Карабасов, экс-начальник городского управления ЖКХ Игорь Ковалёв и директор компании подрядчика Михаил Пузанов.


Слева направо: Ковалев, Карабасов и Пузанов перед одним из прошлых заседаний общаются с родными по видеосвязи. Фото: vidsboku.com

Напомним, в конце 2021 года после вынесения Советским райсудом обвинительного приговора с реальными сроками, все трое подали апелляции. Рассмотрев их областной суд решение «младших» коллег отменил, вернув дело обратно – в райсуд. Но прокуратура обжаловала решение облсуда в Москве, и дело снова оказалось у него.

За это время фигуранты вышли из СИЗО (в мае 2022 года, после вердикта облсуда), сейчас они на свободе. Судья же, приговоривший всех к срокам от почти 3 до 5 лет заключения, скончался – Михаил Петрухов умер в санатории Ставропольского края осенью 2022-го.


Помимо сроков, судья Петрухов назначил фигурантам и штрафы от 200 до 400 тысяч рублей, хотя прокуратура требовала куда меньшие суммы. Фото: rzn.info 

С приговором, составленным Петруховым, теперь и разбирается облсуд.

И работы у него немало. Подмена понятий и введение нового термина (в жизни несуществующего), игнорирование важных свидетельских показаний и выводов профильных ведомств, принятие за случившиеся факты событий, которые не доказаны – это лишь верхушка айсберга под названием «приговор Советского райсуда по делу о детской площадке».

«Новая» уже писала о ряде нестыковок в этом деле. Мы предположили, а сами в этом просто уверены, что в будущем косяки этого процесса войдут в учебники юриспруденции – в раздел «Как не надо делать».

Сегодня рассмотрим еще одну главу этого раздела, поскольку прежде вся следственная и судебная эквилибристика «дела о площадке» в статьи издания просто не вместилась.

Но сначала кратко восстановим хронологию событий.

Весна 2018 года. Мэрия презентовала проект благоустройства Лесопарка, в том числе детскую площадку. Позже через сайт госзакупок заключили контракт с компанией «Уютный двор» Михаила Пузанова.

Лето 2018 года. Подрядчик изготовил оборудование, но мэрия не успела подготовить безопасный участок под его детскую, а если точнее игровую часть. Потому установили лишь спортивную – она была уже на открытии центра «Под мостом» в августе 2018-го. Игровой же комплекс временно отправили на склад.

Чтобы рассчитаться с «Уютным двором» – поскольку он свои обязательства выполнил в срок – акт о приемке работ подписали летом 2018-го. А все оборудование приняли на баланс в муниципальную собственность.

Сентябрь 2018 года. Игровое оборудование установили в сквере у кремля.

Май 2019 года. Журналистка ГТРК «Ока» Ирина Чепелева на всероссийском медиафоруме сообщила Владимиру Путину, что в Рязани не установили детскую площадку в Лесопарке стоимостью почти 5 миллионов.

Июнь 2019 года. Все трое вышеприведенных фигурантов задержаны, возбуждено уголовное дело о растрате.

Дальше масса нестыковок в выводах следствия и суда. О части из них мы писали здесь и здесь.

Вернемся сразу в наши дни: февраль 2022 года, областной суд ломает голову над творчеством коллег суда районного.

Кабинет-призрак

Приговор последнего сверстан так, что одними из ключевых стали недоказанные факты. Например, Ковалев и Пузанов, то есть руководители городского управления ЖКХ и фирмы-подрядчика, якобы подписали контракт в кабинете первого. Как это возможно, если договор заключает муниципальный центр торгов? Документ оформляют в автоматизированном режиме – через сайт госзакупок и с помощью электронных подписей.

Нарисуй денюжку

В приговоре фигурантам приписали хищение. Вопрос – хищение чего? Если оборудования, то оно стоит. Денег? Так они перечислены подрядчику по договору. Рубль в рубль. Стоимость работ не завышена (что тоже проверили), в фирме Пузанова поступившие средства пошли на зарплаты и другие производственные расходы. Это выяснили в ходе бухгалтерской экспертизы, которую провело управление МВД, но в приговоре ее выводов отчего-то нет.

Обвинительное наклонение

Выше приведенные по хронологии факты – по установке оборудования в 2018-м и взятии его на баланс города – подтверждены показаниями нынешней главы администрации Рязани Елены Сорокиной (в 2018-м она была замглавы). В суде Сорокина заявила, что:

– контракт подрядчик исполнил полностью

– ущерба муниципалитету нет

– все оборудование используется городом по целевому назначению.

Однако слова Сорокиной райсуд вставил в приговор частично и так, как было нужно для обвинения, признав горадминистрацию пострадавшей стороной.

Но кроме слов чиновницы есть акт Контрольно-счетной палаты Рязани (от апреля 2019-го, то есть еще до заявления журналистки Чепелевой и задержаний). Аудиторы выяснили: оборудование стоит, контракт исполнен полностью, деньги бюджета использованы по целевому назначению, ущерба городу нет.

Что после этого пишет райсуд в приговоре? Что ущерб есть, причем размером с… полной стоимостью контракта.

Занавес.

Пророческая приписка

Показания еще трех важных свидетелей вообще испарились. А они лучше высокого начальства знали о непосредственно установке оборудования. Это уже бывшие руководители: муниципального Лесопарка Виталий Исаев, Дирекции благоустройства мэрии Андрей Шестопалов и управления благоустройства мэрии Вячеслав Несин. Все они указывали, что площадка никуда не исчезла.

Так, Исаев рассказал, что за день до медиафорума, где Чепелева озвучила свой вопрос президенту, в Лесопарке были замечены журналисты. На предложение дать им комментарий они отказали и, как уточнил Исаев, «тут же ретировались».

Были в том процессе и забавные моменты.

– В суде директор Лесопарка пояснил, что Сергей Карабасов подписал распоряжение об установке детской площадки на площади Соборной (в сквере у кремля, прим. Ред.), – писал портал ya62.ru осенью 2020-го. – В подтверждение своих слов Исаев передал документы с проектом судье. Изучая их, судья нашел забавным комментарии, написанные на листах: «На хрена она тут нужна» (приписку, судя по всему, сделал Карабасов, прим. Ред.).

Важнее другое: в приговоре Советского райсуда отсутствуют показания Шестопалова, Несина и Исаева. Равно как и такие же показания самих фигурантов.

Новое слово в судопроизводстве

Процедуру выбора подрядчика правоохранители сначала называли конкурсом, затем аукционом (хотя у них разные алгоритмы). Но суд пошел дальше и ввел новый термин – «конкурентная закупочная процедура». Ни финансисты, ни юристы бюджетных учреждений, работающих в системе госзакупок, с операцией под таким названием не сталкивались.

Суд же использовал ее как существующую и проведенную – само собой – с нарушениями.

Кстати о нарушениях: как процедуру ни назови, но ведь они могли быть. Чтобы это проверить привлекли антимонопольщиков. Специалисты регионального УФАС дали свой вывод: контракт заключен в строгом соответствии с законом «О контрактной системе».

Но ни УФАС, ни аудиторы, ни управление МВД райсуду не указ. Указ был один – президент. После слов Чепелевой Владимир Путин, обращаясь к главе Следкома РФ Александру Бастрыкину, предположил, что тот «шанса проявить свои профессиональные качества не упустит».

Следователи, а за ними прокуратура и судейские, взяли под козырек, но перевели слова президента, сократив их до одного – «посадить». Что планомерно и исполняют.

С тех пор вопросы по этому делу к вышеперечисленным органам у жителей города только копятся. У СМИ же есть еще один, с Лесопарком не связанный.

Не до того

На том же медиафоруме корреспондент из Рязани Иван Артеменко рассказал главе государства, что озеро Дикая утка засыпают строительным мусором. А найти управу на тех, кто губит водоем посреди города, ну никак не могут. Президент ответил, что обязательно «посмотрит», о чём речь.

Прошло полтора года и в декабре 2021-го сразу два события: Карабасову и Ко присуждают реальные сроки за хищение, которого не было, а СМИ Рязани снова пишут о Дикой утке – здесь обнаружили новую свалку чудовищных размеров.

С тех пор процесс по Лесопарку никак не завершат миром, продолжая отнимать силы и время у всех его участников (не говоря уже о нервах фигурантов). А по гибнущему озеру – тишина.

Теперь вот новый инфорповод: 15 февраля областной суд проведет еще одно заседание по делу о детской площадке. Про озеро же все забыли.

Не до того.

КСТАТИ

Место под площадку в Лесопарке в 2018-м не подготовили и потому, что под нее пришлось бы вырубить деревья. Взамен решили перенести оборудование. Чем такая инициатива закончилась, вы уже знаете. Мэрия сделала выводы и осенью 2022-го уже под другую детскую площадку в Лесопарке снесли-таки деревья. Итог: масса возмущений в соцсетях.

Ну, никак не угадаешь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Облсуд не в состоянии определить дату выхода материала ВКонтакте

Подписывайтесь на телегу «Новой», чтобы наши новости сами находили вас