В 2023 году периодически возникало скверное ощущение того, что находишься где-то в прифронтовой полосе, хотя от Рязани до Теткино или Шебекино целых 650 километров. Вести о брошенных на фронт знакомых, погибших земляках и недружественных беспилотниках в родном небе настигали с пугающей частотой и иногда рождали страх перед будущим.
Ритмы летнего вагнеровского марша, который стал главным политическим катаклизмом года в общероссийском масштабе, были слышны у соседней с Рязанью Коломны.
А когда 19 вагонов с удобрениями после подготовленного взрыва сошли с рельсов на станции Дягилево, оказалось, что в областном центре орудуют законспирированные диверсанты. Сформулированные нами три версии одной диверсии пока не открыли истинных замыслов заказчиков этого теракта.
Фото: ТГ-аккаунт «Станислав Прибыльной»
Очень скромное обоняние
Конечно, в воздухе пахло не только страхом и смятением. Периодически Рязань накрывал смрад от вредных производств. У регионального начальства – очень скромное обоняние, поэтому губернатор и окружение предпочитали интеллигентно воротить нос от этого «Рязприродпозора» с привычной отговоркой – мол, источников загрязнения много, с каждым будем разбираться, а результаты народу обязательно доложим.
После этих обещаний воздух не стал чище, зато чаще прежнего начали появляться жалобы на отвратительную вонь в окружающей атмосфере.
Поиск загрязнителей наверняка растянется на годы, ведь датчики, которые фиксируют опасные выбросы на потенциально вредных производствах, планируют установить, как оказалось, только в 2029 году.
Модель потеряла стройность
Отвлечь жителей региона, ну, как минимум, ту половину, что живет в Рязани, от дурной экологии планировалось с помощью новой соблазнительной модели... движения общественного транспорта. Переделанная схема маршрутов и выделенных полос разработчикам казалась весьма стройной, но была раскритикована как пассажирами, так и водителями.
Фото: Александр Королев / rv-ryazan.ru
В итоге губернатор Малков (на фото) включил заднюю и поставил реализацию планов, как сейчас принято говорить, на паузу. А для успокоения рассерженных горожан облправительство продолжило массовые закупки новых и подержанных троллейбусов и автобусов, а также нескольких десятков машин скорой помощи.
Из-за того, что многие автомобили неотложки отправились в районы области, случился настоящий шоферский бунт на станции скорой помощи в Рязани. Глава региона вроде бы смог сгладить ситуацию, но каков его кредит доверия в федеральном Минфине, доподлинно неизвестно.
Второгодник дергает за нитки?
Павел Малков рулит Рязанской областью чуть больше 19 месяцев, для главы региона – почти младенческий возраст. Очень вовремя в 2023-м подоспели подъемные из Москвы – федеральный центр по давней традиции поддерживает губернаторов-дебютантов солидными бюджетными траншами.
Но, видимо, считая вверенную ему губернию перевалочным пунктом на пути к большой должности, Малков и на втором году правления пока не решил обрязаниваться. Сын и дочь, вместе с их мамой, по-прежнему живут в столице.
Пропаганда старается: Павел Викторович – над схваткой и право дергать за нужные нитки при принятии решений оставил себе. Это не так. Подобное было во времена второго срока Олега Ковалева, но тогда и ценность главной региональной должности была совсем иной. Будущих наместников не заставляли в «Школе губернаторов» прыгать со скалы и лежать в окопе в ожидании, когда над тобой проедет БТР.
Сасово. Вице-губернатор Бранов и глава региона Малков в надежном тылу у Рубцовой и Золотова. Фото: tkr.su
Сейчас единоначалие главы региона значительно пошатнулось. Во-первых, расширилось влияние силовых структур. Во-вторых, в связи со СВО усилилась роль госкомпаний, ведущих деятельность в регионе. Плюс не будем забывать о так называемом рязанском землячестве в лице влиятельных генералов: уроженца города Сасово 69-летнего Виктора Золотова и уроженца Рязани 54-летнего Михаила Бабича.
Михаил Бабич. Фото: Сергей Мамонтов / РИА «Новости»
И если первый все больше отдает предпочтение своей малой родине, всячески поддерживая мэра Сасова Рубцову, то Бабич незримо, но полноценно участвует в региональной политике. С его именем связывают назначение 57-летнего Сергея Дудукина на должность управляющего рязанским отделением Фонда пенсионного и социального страхования. И возвращение в политику 55-летнего Виталия Артемова, которого Малков сперва был вынужден взять на пост куратора регионального АПК в ранге замгубернатора (2022), а затем, в 2023-м, «отпустить» в мэры Рязани. Оба протеже – местные.
Сергей Дудукин. Фото: rv-ryazan.ru
И даже политические соперники достались Павлу Малкову как на подбор рязанские. Что председатель Рязоблдумы Аркадий Фомин, что первый заместитель областного правительства Анна Рослякова. Что вечно недовольные проводимой градостроительной политикой руководители местного отделения ВООПИиК, требующие, как и в случае с Ковалевым, губернаторской отставки.
Первые двое активно демонстрируют лояльность и называют себя членами одной с губернатором команды. Но Фомин – давно самостоятельная фигура с солидными (по региональным, конечно, меркам) бизнес-подпорками. А в адрес Росляковой до последнего времени комплиментарно высказывался узник рязанского тюремного замка Игорь Греков, бывший вице-губернатор региона.
Съезд сельских старост. В центре – Греков и Рослякова. Фото: rv-ryazan.ru
Движуха и Байден
Ближний круг Малкова пока сбавил давление на застройщиков. Но сейчас идет игра на контрасте по сравнению с временами владычества вице-губернатора Грекова. В 2024 году будет приниматься генплан Рязани, и ставки в градостроительном планировании наверняка многократно возрастут.
Конечно, девелоперы, отдав чиновную ренту, не останутся голыми, как деревья, обглоданные прошлым летом непарным шелкопрядом.
Главных возмутителей губернаторского спокойствия, градозащитников Андрея Петруцкого и Игоря Кочеткова, в этой ситуации можно понять. Вся их кропотливая работа по приданию центру Рязани охраняемого законом статуса исторического поселения может пойти прахом под влиянием аппетитов местных строительных компаний. Многим из них дан зеленый свет, и вместо города-сада, как справедливо замечают охранители старины, Рязань превращается в город-труп.
Негласный запрет на точечную застройку, наложенный при губернаторе Николае Любимове, теперь снят.
Пикет против точечной застройки в Комсомольском парке Рязани. Мягкие условия для строительных компаний порождают народное возмущение. Фото: Рязанский ВООПИиК
В 2023 году властная вертикаль в регионе оформилась, но еще не окончательно укрепилась. Правда, основные роли в кадровой колоде распределены.
В малковском окружении вице-губернатор Артем Бранов громогласно отвечает за все, что едет и строится – покупку транспорта, возведение жилья, школ и даже создание пешеходного маршрута между Лесопарком и ЦПКиО Рязани. Добавить к этой движухе спортивного задора и цифровых технологий поручено зампреду правительства Артему Никитину.
Несмотря на массовую миграцию в рязанские высокие кабинеты саратовско-росстатовских начальников, представители грековской диаспоры по-прежнему уютно чувствует себя во властных коридорах. Да и ее лидер, даже находясь в СИЗО, не растерял всех рычагов влияния. Ответственность за подрастающий по всей стране патриотизм взгромоздили на первого зама губернатора Анну Рослякову. У нее есть и еще одна вполне понятная роль – в правительстве едва ли не каждого субъекта РФ должен быть КНР – куратор новых регионов.
Завалев и Никитин. Фото: tkr-info.ru
Самый невидимый член команды – замгубернатора по соцсфере Валентин Завалев. Он не то чтобы завалил возложенные на него задачи, но коллеги не замечают трудового рвения шефа при решении будничных вопросов. Шокированные таким стилем руководства подчиненные придумали 65-летнему чиновнику довольно обидное по нынешним временам прозвище – Байден. Причем сравнение с американским президентом Завалев заслужил отнюдь не за свою влиятельность.
Скользкие типы
Далекую от политики погоду за окном в 2023 году мы не раз характеризовали простым словосочетанием «Скользко. И точка!» Недавние декабрьские снегопады стали первым тестом для старого нового мэра Рязани Виталия Артемова, без помех утвержденного на 85% единороссовской гордумой. Увы, на уборке сугробов, особенно на окраинах Рязани, градоначальник засыпался. Но в облправительстве его еще потерпят. Для того и заменили Артемовым непопулярную в народе Елену Сорокину (теперь она руководит ЗАГСами всей области), чтобы на фоне неизбежных провалов нового градоначальника 43-летний губернатор Малков выглядел молодцом. И вскоре вновь вернулся на федеральную должность, желательно вместе с командой, в одночасье покинувшей Росстат в 2022-м и временно обосновавшейся в Рязани. Ведь пик карьерных устремлений самого высокого в стране главы региона – уж точно не прислуживать рязанскому землячеству и местным олигархам из девяностых, улыбками которых маскируются жирные фиги в карманах их спортивных штанов.
Артемов и Сорокина. Коллаж: ryazan.kp.ru
Окружение Малкова хотя и не торопится укореняться в новом для большинства его представителей регионе, уже успело прокатить президента, закупив иномарки для правительственного гаража, даже несмотря на призыв Путина к чиновникам переходить на отечественные машины. Видимо, рулящие областью люди надеются на то, что их роскошные средства передвижения простые смертные в суете будней не заметят, тем более, само количество этих смертных с каждым годом убывает.
Регион прочно обосновался в демографической яме, но чтобы повысить численность рязанцев, никаких резких движений не видно. Иногда власть даже шествует в обратном направлении. В конце апреля первый роддом Рязани перестал принимать пациентов, а потом, спохватившись, в облминздраве объяснили, мол, мы объединили его со вторым. А в декабре уже упомянутое медучреждение под номером 2 закрыли на дезинфекцию. До конца года обещали открыть, но у беременных рязанок еще в апреле от таких новостей возник вполне логичный вопрос: «Где рожать прикажете?»
Минувшей осенью случились перебои со скрепами. В рязанских школах возник дефицит учебников истории и пособий по теории вероятности и статистике. Заветные книги с прописными истинами чуть позже все-таки подвезли, но за оставшихся без сакральных знаний учеников и осиротевших без утвержденной Минпросвещения мудрости педагогов стало тревожно. Вся надежда на «флагманскую школу», которую через несколько лет обещают построить в микрорайоне Мервино. Но откуда будут брать новые ценные кадры для нее? Неужто прямо из сотрясаемого скандалами РГУ имени Есенина, над которым навис рок по фамилии Мурог. И.о. ректора старейшего рязанского вуза упрекают в ведении такой политики, что классический университет по уровню преподавания в скором времени рискует сравняться с техникумом какого-нибудь заштатного городка.
Коллаж Георгия Титова / «Новая»
Что же касается политического курса региональной власти, то все ее пропагандистские ресурсы будут брошены на безоблачное проведение президентских выборов в марте 2024-го. Настоящий новый год для рязанских правящих кругов начнется только после того, как итоги голосования оценят в Кремле.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ