После рязанских лесных пожаров возбуждено уголовное дело о халатности. Об этом на совещании в Совфеде рассказал представитель Генпрокуратуры Александр Канунцев, слова которого приводит РИА Новости.
– Сокрытие реальных сведений о складывающейся обстановке в Рязанской области препятствовало оперативному введению режима ЧС и стягиванию лесопожарных формирований, что привело к разрастанию пожара, загрязнению атмосферного воздуха, отвлечению значительных сил и средств из соседних регионов, – пояснил прокурор.
Про «сокрытие реальных сведений» «Новая» без устали писала с месяц, поскольку скрывали их и в самом начале, и когда стихия действительно пошла на убыль.
Первый материал «Горим, не горим?» мы опубликовали еще 16 августа: информация проступала с разных уголков области, власти делали вид, что вообще ничего не происходит. Затем, когда скрывать уже стало невозможно, начали по крохам давать информацию. Но по своей старой привычке опять явно занижая уровень опасности.
Рядом с Деулино, 16 августа. Отсюда началась масштабная борьба с огнем. Фото: vk.com/erarzn
– Органы лесного хозяйства Рязанской области и природных территорий упустили ситуацию с лесными пожарами и скрывали реальные площади, что не позволило вовремя нарастить федеральные силы, – говорилось в официальном сообщении Федерального агентства лесного хозяйства от 18 августа.
Дальше все шло ровно по той же схеме: «Новая» пишет, что масштабы куда больше озвученных, рязанские начальники регулярно отчитываются, что все под контролем, а через некоторое время получают по шапке из Москвы.
Когда к руководству тушением подключили федеральных чиновников, уже они стали говорить «все хорошо, прекрасная маркиза».
– Тушение идет планово, на понятных, локальных участках длиной 11 км. Это недоступные зоны, по которым работала авиация. Авиация с 27 августа не работает, потому что уже нет необходимости работать в Рязани, они в других субъектах, где они гораздо нужнее, – говорил замглавы Минприроды РФ Сергей Аноприенко.
Это и стало второй ключевой точкой: самолеты увели, потому что «уже нет необходимости работать в Рязани» – и огонь взял свое. Пожарные были на земле, но пройти они могли далеко не везде.
Чего стоит история с клепиковской деревней Култуки. «Новая» публиковала сигналы SOS от местных жителей чуть не ежедневно, но взялись ее отстаивать почти через неделю.
На тот момент привычная для Култуков картина. Фото сделано 24 августа
– Специалисты говорят, что если не появятся какие-то новые факторы, то пожар будет локализован в течение двух-трех дней и ликвидирован в срок от одной до двух недель, – 24 августа говорил в докладе президенту Путину врио губернатора Павел Малков . – Но в жизни стихия, конечно, преподносит сюрпризы периодически, и я сам с этим не раз убедился за последние дни.
Такое заявление Малков сделал на фоне того, что площадь, пройденная огнем за неделю, выросла в 24 раза – с 500 до 12 тысяч гектаров. Разумеется, от его доклада стихия не остановилась.
А когда она начали спадать – но до прекращения было еще далеко – чиновники стали заявлять уже о локализации. Мол, огонь остановлен. Говорил об этом, в том числе, и врио губернатора. Пламя его не послушалось, и опять пошло дальше.
Однако Малкову, сразу после пожаров благополучно выбранному на пост главы региона, вряд ли грозят уголовные санкции.
– Пинг-понг был на уровне местных чиновников, такой даже, знаете, не то что среднего, а среднего и ниже среднего звена. Там, действительно был межведомственный разлад. И когда мы включились, когда включился губернатор, он исчез, и все силы, и мы, и МЧС, и коллеги из ООПТ – все вместе навалились на этот пожар, – заявил глава Рослесхоза РФ Иван Советников на пресс-конференции 15 ноября.
Тут и перевод не нужен: найдут стрелочника рангом ниже нижнего и благополучно забудут про лесное ЧП-2022. Благо из людей никто на тех пожарах не пострадал.
Их итоги таковы: стихия бушевала в области месяц, выгорело более 30 тысяч гектаров леса, это 300 квадратных километров.
По статье «Халатность», кстати, предусмотрены штрафы либо аресты максимум на несколько месяцев.
ДЕНЬГИ В ОГОНЬ
В 2010 году в тушении пожаров в рязанских лесах участвовали 3 600 человек и 500 единиц техники. В 2022-м втрое больше и людей, и техники. Львиная доля поддержки прибыла из Москвы. И все это – гораздо позже, чем, если бы о реальном положении дел заявили вовремя.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
«Хаос. Почти два дня впустую». Московский пожарный рассказал о прибытии в рязанские леса
Чем дальше в лес, тем больше вынес
Подписывайтесь на телегу «Новой», чтобы наши новости сами находили вас