Новая газета
VK
Telegram
Twitter
Рязанский выпуск
№09 от 17 марта 2022 г.
Санитарный час пробил
С рязанской станции скорой помощи все чаще – хорошие новости. Но руководство пока не использует самую простую возможность увеличить число бригад

Наша рубрика «Как там на скорой?» снова в строю. Однако если дела на станции пойдут в том темпе, что и сейчас, рубрику придется замораживать. И не потому что все совсем плохо – наоборот... Да-да, вы не ошиблись: на рязанской станции скорой медицинской помощи (СМП) произошли серьезные изменения после целой серии публикаций «Новой газеты»:

№41 от 23 октября 2021 года «Последние энтузиасты»

№42 от 28 октября 2021 года «Хубезов взялся за скорую»

№43 от 4 ноября 2021 года  «Критической ситуации у нас нет»

№44 от 11 ноября 2021 года  «Ни к чему не прикасаться, только носить чемодан»

№44 от 11 ноября 2021 года «Тайные посетители»

№45 от 18 ноября 2021 года «Режим удержания»

№ 46 от 25 ноября 2021 года «Рубли в пути, кадры на подходе?»

№50 от 23 декабря 2021 года «Неисправимый оптимист»

№2 от 20 января 2022 года «Лысые. Летние. Твои» 

Плюс, материал, опубликованный только на сайте в феврале 2022 года: 
«Губернаторские» выплаты на скорой помощи не увидели и в районах области 

До идеала пока очень далеко, но по сравнению с тем, что было еще зимой, дела налаживаются. Только мы хотим лучше.


Сейчас сотрудники СМП выдохнули, но нынешний режим тоже ненормален. И скоро они об этом вспомнят. Фото: МедиаРязань

Под конец зимы СМП дожимали все: и ковид, и высокое начальство, и привалившая дополнительно нагрузка. Сначала дельта, потом омикрон – зараза распространялась до невиданных прежде масштабов. Обещанные «губернаторские» выплаты, которые до этого перечисляли исправно, вдруг странным образом заморозились где-то на уровне регионального минздрава. Плюс приехали беженцы, для обслуживания которых персонал выводили в дополнительные смены – в законные выходные и «отсыпные». Долго в таком режиме даже тренированные начальством рязанской СМП сотрудники не протянут.

А с наступлением весны неожиданно полегчало. В первую очередь это заметили вызывающие скорую рязанцы – время доезда бригад стало возвращаться в человеческие рамки.

Однако вернемся к началу. Началу битвы за СМП в один из самых тяжелых периодов ее работы. Это необходимо для тех, кому в последние месяцы повезло скорую не вызывать.

«Мы их достали»

Цикл публикаций «Новой» о плачевном состоянии городской станции СМП начался в середине осени 2021 года с материала «Последние энтузиасты. 15 октября в Рязани работала всего треть бригад скорой помощи». С середины прошлого века это действительно был минимум – в тот октябрьский день по городу с искрами из-под глушителей колесило всего два десятка бригад. При норме 53-57 (показания расходятся, поскольку расчеты делались в советские годы, а нынешние власти их не афишируют). Да и не видела никогда Рязань столько машин скорой. Максимум был в середине 1970-х годов: более 40 бригад в смену. Только и людей в городе тогда жило гораздо меньше.

С ростом числа жителей нагрузка росла, а значит, СМП нужно было расширять. Но в 1990-е стало не до скорой, а позже про какие-то нормативы и вовсе забыли. Итог: примерно с 2009 года работа на износ и катастрофический отток кадров. Это был не просто их уход, а нежелание новых людей приходить сюда работать. Конечно, такие появлялись, но оставались из них немногие. Поработают и – бежать без оглядки.

Причин масса, но власти более всего любят называть соседство Москвы, Подмосковья и их зарплат. Только ведь в больницы соседнего региона тоже уходят рязанские медики – это далеко не секрет. Однако о такой катастрофической нехватке кадров, как на скорой, не слышно ни из одной клиники города.

Трудятся на СМП одни фанаты. И эти выдерживали не все, потихоньку уходили. А год назад началась просто лавина увольнений: с января по июль 2021-го станцию покинули 50 (!) медиков. В итоге, если за три года до этого у одной бригады было по 15-16 выездов в сутки, то летом 2021-го доходило уже до 30. Так дотянула СМП до осени 2021-го.

Большинству горожан было невдомек, зато те, кто вынужден был осенью ждать скорую по 6-8 часов, запомнят это бесконечное время на всю оставшуюся жизнь.

Мы собирали и выдавали все новые факты о работе станции. А областной минздрав реагировал и на публикации, и на последующие за ними подтверждающие комментарии в соцсетях ровно так, как он привык: не краснея, заявлял, что на линии более 40 машин. По бумагам-то они есть – по факту не было.


Это официальные данные на начало февраля – их запросила рязанка, позже разместившая документ в соцсетях. В реальности таких показателей нет до сих пор

Журналисты на правду от родного минздрава и не рассчитывали: ускорение ему нужно было придать с другого этажа. И наши материалы увидели на федеральном уровне. Уже 6 ноября в Рязань прибыл глава Минздрава РФ Михаил Мурашко. Помимо прочих объектов он побывал и на СМП, а после распорядился довести число бригад в смену до 50. Дал ЦУ и уехал.

Медицинские функционеры доложили губернатору, что в один день вывели 50 бригад, и треть из них в результате (якобы) стояла на приколе без дела. Неправда. Во-первых, это нереально – машины надо укомплектовать, а просто так медика из больницы/поликлиники на скорую не поставишь. Это другая работа и ее нужно изучать, чтобы выйти на линию самостоятельно. Во-вторых, такого дня – просто не было, что «Новой газете» подтвердили несколько работников СМП.

Дальше обещали наполнить станцию студентами. Это обещали все последние десять лет (надо же что-то говорит в телевизоре и губернатору). Пригнали их из медколледжа и медуниверситета. Врачи и фельдшеры скорой подпускать к пациентам тех студентов боялись («они совсем зеленые»), а просто носить чемодан интереса мало. В результате молодежь разбежалась за несколько недель. Что не помешало в областном правительстве создать рабочую группу по проблемам СМП и думать дальше.

Единственный ощутимый плюс: из Москвы дали денег на доплаты сотрудникам станции. За ноябрь и декабрь выплаты они получили, а вот с январскими случилась заминка: в квитке сумма есть, на карточке нет. И так – по всей Рязанской области.

С таким багажом СМП дожила до весны. А теперь вернемся к вынесенной в подзаголовок фразе одного из водителей: «Мы их достали».

Судя по нынешним переменам – действительно достали. Только слово «мы» тут – это в первую очередь немногочисленные и крайне отважные сотрудники станции, рискнувшие рассказать редакции о ее бедах. Их мало, но учитывая, сколько лет из-за страха молчали в тряпочку все остальные, этот боевой отряд – самые смелые люди СМП. Благодаря которым полегчало и всем их коллегам, и пациентам.

Везение и оргвыводы

Так что же изменилось. Во-первых, в самом начале марта на скорой получили «губернаторские» за январь. Не успев нарадоваться, увидели на карточке еще и февральские. Во-вторых, и это, конечно, ничья не заслуга, а просто везение – ковид ослабил хватку.

Третье и главное – сюда, наконец, привели не просто студентов, а «отборных пятикурсников медуниверситета» (цитата от тех, кто с ними сейчас работает и знает с чем сравнить из прошлого опыта). Молодежи нужна практика, сотрудникам СМП подмога. И на этот раз желания обеих сторон совпали с их же возможностями: эти новые молодые руки из РязГМУ могут не только чемодан носить.

Убедившись в этом, на СМП разделили часть нынешних бригад с двумя фельдшерами: самых опытных из них поставили на отдельную машину со студентами. Конечно, матерую бригаду такой вариант не заменит, но ведь и выезды бывают разные. А бабушке с давлением и набором хронических болячек поможет и такой состав.

Итог: вместо двадцати бригад в октябре и порядка тридцати в начале зимы (наскребали, выводя персонал в выходные) – сейчас стабильно на линии по 35-36 бригад. Доходит даже до 40 в смену. С учетом ослабления ковида – для изможденных бригад это почти санаторий. Раньше экипаж заезжал на станцию порой всего на 15 минут за сутки! Теперь появилось время сходить в туалет не только по-маленькому (и это вот совсем не шутка).

– Заездов все равно мало, но они есть! Последние несколько смен даже задержек нет, – рассказал нам один из сотрудников. – Обычно диспетчеры объявляют, какая очередь, а сейчас – тишина в эфире!

Можно было бы выдохнуть, расслабиться и закрыть тему. Но есть подвохи, которые всплывут очень скоро. Во-первых, студенты походят-походят, а потом у них начнется сессия, ординатура. К тому же этот режим привычен для профессионалов СМП, а не для стажеров: часть из них все равно не выдержит и убежит.

Во-вторых, во времена буйства коронавируса бригады, перевозившие пациентов с ним, получали ковидные доплаты. Если вирус утихомирится и перейдет, наконец, в форму рядового ОРВИ – доплаты станут реже, а потом их вовсе уберут. «Губернаторских» же, присланных из федерального бюджета после визита Мурашко, хватит в лучшем случае до лета. Значит, уже сейчас нужно решать, как удержать коллектив дальше, увеличивать его (эта необходимость никуда не делась).

И третье. Выработанный сейчас, буквально в последние недели алгоритм взаимодействия, оперативная реакция руководства СМП на просьбы и предложения от коллектива – должны стать на скорой нормой: понимать друг друга четко, быстро и никак не через газету.

Псевдоэкономия

Но пока мы еще нужны, внесем рацпредложение. Это необходимо было сделать давно, но при почти полном отсутствии обратной связи смысла переводить бумагу мы не видели. Необходимое изменение – возвращение в штат санитаров-водителей.

Убрали это вроде бы мелкое звено в 2016 году. До того водители, обязательно пройдя обучающий курс, приравнивались к медперсоналу. Они выполняли дополнительные обязанности и получали за это надбавку – около 2700 рублей ежемесячно. А в 2016-м наверху решили сэкономить за счет этих доплат и вывели санитаров-водителей из состава бригад. С тех пор это лишь шоферы. Помогать медикам они не обязаны вовсе, но, главное – не могут работать самостоятельно.

Вот перечень выездов, которые спокойно обслуживает один водитель-санитар – без медика:

– перевоз крови и плазмы из станции переливания в больницу (по заявке от последней);

– перевозка нетяжелых больных (между клиниками, и если надо, например, из больницы в Рязани домой в район области);

– транспортировка пьяных (в больницу с улицы и из больницы в вытрезвитель, когда выяснилось, что травм нет).

Сейчас в каждом из этих случаев выделяют целую бригаду с фельдшером. Хотя взамен он мог бы поехать на «настоящий» вызов. И ровно в это время во дворе СМП стоит на парах минимум одна машина с водителем, но без медперсонала! При постоянной нехватке последнего они дежурят на всякий случай, скучают и… получают зарплату. Но даже эти траты – копейки по сравнению с главными и дикими убытками.

Дело в том, что от общего числа выездов бригад скорой помощи перечисленные выше транспортировки – это 10-13%. То есть чаще, чем каждый десятый рейс! А обходится один выезд бригады (даже без медика) в 2500 рублей. То есть водитель, околачивающийся на станции, получает зарплату, и одновременно уходят деньги на поездку полноценной бригады с кровью/нетяжелым пациентом или подобранным на улице пьяницей.

Перечисленных транспортировок за одну смену – десятки. В итоге получаются даже не тысячи рублей на доплату водителям: у выброшенных на ветер сумм другое количество нулей. И улетают они постоянно. С 2016 года.


С 2016 по середину 2017 года со скорой уволилась половина водителей. Разве это то место, где допустима такая текучка профессиональных шоферов? Фото: red.msk.ru

Дано не всем

В областном минздраве что, не умеют считать? Умеют. Еще как. Но нужно ведь и уметь признавать свои ошибки, а это дано не всем.

Во многих регионах, кстати, где перешли на ту же систему и тоже в 2016-м, довольно быстро вернулись к прежней. И там снова и давно: реальная экономия и больше бригад, работающих с пациентами, которым действительно нужна их помощь. А не дорогим такси с медиком – за госсчет.

Кстати, санитар-водитель имеет право выполнять еще ряд функций. Это важно, когда в бригаде лишь один фельдшер. Такие помощники, например, достают и набирают в шприц лекарство (по указанию медика), помогают установить мешок Амбу (это ручное устройство для искусственной вентиляции легких) плюс выполняют ряд других несложных манипуляций. То есть буквально – лишние две руки за мизерные деньги.

В Липецке, Пензе и еще массе городов, перечислять которые жалко места, это поняли быстро и послали ту «дорожную карту» лесом. Рязанский минздрав продолжает работать со сломанным калькулятором. Зато с отлаженным компьютером для составления отчетов.

А посему рубрику «Как там на скорой?» закрывать рано. Мы высказались и пока поставим ее на паузу. По сравнению с осенью-2021 это уже можно сделать. И за то спасибо.

Подписывайтесь на телегу «Новой», чтобы наши новости сами находили вас 

Екатерина СМБАТЯН